общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

В НОВУЮ РОССИЮ — БЕЗ СТАРЫХ ОШИБОК

Тема: этнополитика

пост в блоге

« вернуться к списку

Советы г-ну Федорову Николаю, ответственному за правительственную программу «Новая Россия»

Сомневаюсь, что житель Европейской части России (на этой территории проживают семьдесят пять миллионов человек), способен отличить по виду якута от японца, тувинца от монгола, бурята от китайца, черкеса от турка и т. д. Хотя внешняя разница между ними немалая. Более того, повстречавшись с якутом, бурятом, черкесом, далеко не каждый русский европеец признает в них соотечественников. Скорее всего, он увидит в них чужеземцев — гастарбайтеров, людей «второго сорта». А ведь мы граждане многонационального государства, где бок о бок живут представители 130 этносов.

Отчего же унижающее деление людей по национальному признаку продолжается? Коснусь хотя бы одного аспекта — политики федеральных телевизионных каналов. Они нынче не просто увлечены русофилией, а тяжело больны этим опасным социальным недугом. И это обстоятельство не может не вызывать тревоги. Потому что, национализм способен стать сокрушительной силой.

Недавно правительство приняло решение подготовить программу «Новая Россия». Стоит ли напоминать, что русские в этой новой России не смогут существовать комфортно, если не будут соблюдены права и интересы всех других народов. Народ, нация, этнос — исторически устойчивая общность людей, обладающих одним языком, общими чертами культуры, традициями поведения и самосознания. Как показала история народов, общность территории проживания хотя и важна для сохранения этноса, но не обязательна. В мире тысячи лет существовали и существуют нации (евреи, курды, халдеи, арамейцы и другие), не имевшие и не имеющие определенной собственной территории или государственности.

Крупные народы, населяющие Россию — татары, евреи, украинцы, грузины, армяне, башкиры, чеченцы, — на протяжении веков жили в тесном взаимодействии с русским народом. Заключались смешанные браки, в школах преподавались предметы на двух языках. Во многих местах национальное единение помогало людям лучше приспосабливаться к условиям жизни. Культура каждого народа вбирала в себя лучшие национальные достижения. Особенно ярко этот процесс наблюдался в приграничных районах.

Многие доводы подтверждают, что родственные отношения между представителями разных этносов — благо для страны. Однако официальная политика часто противоречила интеграционным тенденциям. Хорошо известны годы позорного гонения некоторых национальных меньшинств и их депортации на чужие земли.

Декларацией Верховного Совета СССР, принятой 14 ноября 1989 года, эти репрессивные меры были признаны преступлением. Увы, платой за прошлое стали миллионы исковерканных судеб и разрушенных семей. Тем важнее учесть горький опыт нашей общей истории и предусмотреть в программах по развитию государства меры, направленные на поддержание плодотворных и стабильных межнациональных отношений.

Посмотрим в глаза фактам. Русские как «титульная нация», количественно превышающая все прочие народности России, на протяжении долгих лет пользуется льготами и преимуществами разного характера. Так, при приеме на работу якут или ингуш окажутся в менее благоприятном положении, чем русский. Не удивительно, что люди, принадлежащие к национальным меньшинствам, чаще заняты непривлекательным, тяжелым и малооплачиваемым трудом. Соответственно, и отношение к ним складывается пренебрежительное.

Проблему нельзя решить «наскоком», нужна продуманная программа. Целесообразно при ее разработке учесть и опыт европейских стран. И они столкнулись с трудностями, решая вопросы интеграции многочисленных иммигрантов (Кстати, у них речь идет не о коренном населении, а о мигрантах из далеких стран). В Германии, Франции, Великобритании на всех публичных площадках всегда фигурируют люди разных рас и национальностей с чужеземными фамилиями и именами. Одни из них свободно владеют языком новой родины, другие слабо. Одни уже родились в Европе, другие недавно переселились из далеких континентов. Одни образованны, другие малограмотны. Но для организаторов любых европейских телешоу главное — представить население страны во всем его многообразии. И не раз в месяц, не раз в неделю, а ежедневно, по всем программам. Это относится и к радиоканалам. Замечу, что, например, и «Эхо Москвы» отнюдь не балует приглашениями в эфир представителей малых народностей страны.

Но телевидение — важнейший фактор. Передачу «Доброе утро, страна» на первом канале германского телевидения ведет турок с типичным азиатским лицом. На втором канале ФРГ — чернокожий переселенец из Африки. На третьем канале — персиянка. И так далее. Все это помимо шоу-программ. Страна Бетховена, Гете, Ницше и Томаса Манна решительно побеждает стереотипы и предрассудки. В телестудии приглашаются не как у нас одни и те же лица (в России у теленачальников есть специальные списки, кого можно звать на передачу, а кого — нет, чтобы не «ляпнули лишнего»), а представители всего социально-политического спектра, в том числе переселенцы — от недавно прибывших в Германию до «долгожителей». Главная задача в переводе с немецкого — приблизить некоренной люд к немецкому населению, «взять их в дружеские объятия единой немецкой семьи».

Лидер партии «Свободные демократы» (она, как известно, входит в правительственную коалицию) — вьетнамец, родившийся во Вьетнаме, адаптированный немецкой семьей. Лидер партии «Объединение-90. Зеленые», входящей в земельные правительства ФРГ, — турок. В Турции он родился и вырос, а политическую карьеру начал в Германии, куда эмигрировал. В партийных списках разных партий Германии немало людей не немецкого, даже не европейского этноса: евреи, турки, арабы, персы, вьетнамцы. Схожая картина во Франции и Англии. На федеральных телеканалах постоянно выступают индийцы, персы, арабы, африканцы.

Местное население давно привыкло к этому. Разные народы ассимилируются в единое сообщество людей. И если кто-то, с «неевропейским» лицом представляясь, говорит, что он немец, француз, англичанин, датчанин или итальянец, он, прежде всего, гордится своим гражданством, а не этническими корнями. Этническая принадлежность отходит на второй план — процесс глобализации затрагивает не только экономику, но и демографию. Телевидение в этих сложных вопросах, повторю, на мой взгляд, один из важнейших регуляторов.

Господин Федоров! Работая над правительственной программой «Новая Россия», пожалуйста, предусмотрите обязанность федеральных телевизионных каналов приглашать в эфир, и не только в качестве гостей, но и как ведущих, представителей разных этносов нашей многонациональной страны. То, что мы живем в мультиэтнической стране, мы должны ощущать (в том числе благодаря телевидению) с утра до вечера. Я обязан отличать якута от японца, бурята от монгола, тувинца от манчжурца, ингуша от араба. Потому что якут, бурят, и тувинец — мои соотечественники! Но такой возможности у меня пока нет.

Если политики и руководители телекомпаний обратят на эту проблему должное внимание, межнациональная гармония в России перестанет восприниматься как утопия.

Текст: Александр Потёмкин
Источник: Блог А. Потёмкина на «Эхо Москвы»

[версия для печати]