общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

ДИНАРА СУЛТАНГАРЕЕВА: «ДИАЛОГ НЕ ТАМ, ГДЕ КТО-ТО РЕШИЛ ВСЁ ЗАРАНЕЕ»

Тема: толерантность

доклад

« вернуться к списку

В продолжение темы Кавказа хочу заметить, что я вхожу в молодежный комитет Российского Конгресса народов Кавказа. Хотя, родом я и не с Кавказа, но специфика деятельности такова, что тесно с ним связана. Сразу оговорюсь, что я ― полевик, т. е. человек, который работает непосредственно с молодежью. Бывает, выезжаем на молодёжные разборки, связанные с кавказцами и не только, работаем по вузам.

Объясню, почему передала слово Борису Соколову. На Кавказе есть такая традиция: аксакалов, «белобородых», мудрых людей нужно пропускать вперед и оказывать всяческие знаки уважения.

Говоря о лозунге об отделении Кавказа нужно понимать, что это спорный вопрос. Что касается «Русского марша», лозунга «Хватит кормить Кавказ» и т. п., поделюсь следующими соображениями. — Мы проводили на Домбае (Карачаево-Черкесия) Кавказский форум российской молодежи. И этим летом мы пригласили туда представителей националистических организаций, в частности, Александра Босых, Алексея Михайлова; в последний день приехал Дмитрий Дёмушкин. Самое удивительное, что полемика, которая там развернулась, была очень конструктивна, она была построена на взаимоотношениях русских националистов и кавказцев. А к концу форума у нас сложились вполне дружеские отношения.

За неделю до «Русского марша» мы собирались с ними на круглый стол в Московском Доме Национальностей. Демушкин рассказывал, что ему отказывали в принятии заявки и в итоге, когда он пытался подать уже в надлежащем виде, на него завели уголовное дело. Заявку на проведение «Русского марша» приняли от другого движения, организованного уже после того, как известные националистические организации пошли на диалог с представителями Кавказа. Появилась так называемая «Русская платформа», товарищ Тор, «Лига обороны Москвы», «Русский Гражданский Союз». Ладно, согласовали митинг с лозунгом «Хватит кормить Кавказ».

Но самое смешное, что в итоге в Новосибирске параллельно прошел митинг под лозунгом «Хватит кормить Москву». Известно, что после переписи появилась национальность «сибиряк», хотя там много представителей разных национальностей ― татар, башкир, русских — тех, кто переезжал туда, когда шло промышленное освоение Сибири. То есть лозунг «Хватит кормить Кавказ», безобидный для русского среднестатистического человека, не вызывает негодования. Однако в масштабах России «Хватит кормить Кавказ» переросло в лозунг «Хватит кормить Москву». Есть над чем задуматься?!

Или вот еще: получила ссылку в интернете: нац-демы предлагают провести круглый стол на тему актуальности этого лозунга, про межбюджетные отношения регионов, но тут же я нахожу в социальной сети ссылку на их же мероприятие «Скажи Кавказу ― свободен!» с призывом отделения Кавказа. Где логика построения диалога и обсуждения этого вопроса, если мы уже заранее решили отделяться? В ответ на подобные высказывания кавказские друзья часто говорят: «Мы добровольно в Россию не входили (когда шло завоевание), добровольно из нее мы и не выйдем».

Мои друзья часто вспоминают слова известного спортсмена Бувайсара Сайтиева: «Почему, когда кавказцы поднимают российский флаг и звучит Российский гимн это россияне, а когда что-то произошло, это, прошу прощения, «чурка», «черножопый» и т. д.» Я тоже этого не понимаю. Те люди, с которыми я действительно дружу ― кавказцы, это люди, в которых я, будучи родом не с Кавказа, не разочаровалась, они относятся ко мне как к сестре.

Теперь, отвечая на реплику предыдущего оратора, скажу, почему они отвечают «в первую очередь ― я мусульманин». Приехала в Москву 6 лет назад из Башкортостана, и что меня поразило — так это то, что все вокруг ― чужие и безучастные. Но когда я встретила людей с Кавказа, то увидела совершенно другое. В их среде отношение друг к другу: «брат в исламе», «сестра в исламе». Ты им не чужой в мусульманской семье, вот почему именно эта идентичность выходит на первое место.

Когда я узнала о проекте «Россия для всех», то на моем аватаре в социальных сетях, «ВКонтакте» стала красоваться картина «Рудольф Нуриев. Татарин по матери и башкир по отцу». По всем группам, по всем друзьям анонсировала это мероприятие, написала статью в «Аргументы и факты» и буду готовить развернутый материал по проекту. Этот проект находит отклик у людей, фотографии комментируют и обсуждают в реальной жизни, а значит, он действительно актуален.

Возвращаясь к теме Кавказа. После митинга с пресловутым названием были опубликованы сведения о дотационных регионах. По-моему, в России всего семь регионов-доноров, а остальные, так или иначе, получают дотации. Причем, по рейтингу дотационности, кавказские республики занимают седьмую и двенадцатую позиции, остальные ― еще ниже. Но ведь почему-то никто не говорит: «Хватит кормить Бурятию, Калмыкию, Чувашию и т. д.»

Реплика из зала: Но отношения нормальные!

Динара Султангареева: Но отношения нормальные, допустим. Почему Махмуд Эсамбаев — представитель Кавказа, но каждый из нас гордится этим человеком, ведь он — признанная звезда мировой сцены, гордость России.

 

Роман Багдасаров: Чьи отношения нормальные? Бурятов к русским или русских к бурятам? А вам известны случаи, когда на улицах Москвы убивали бурятов?

 

 

Динара Султангареева: Разве Манежная площадь выражает мнение русского народа? Это были именно «русские» или это была просто «толпа»? Ведь там были те, кого вывели через социальные сети. Но почему-то потом, ни один русский из официальных структур не извинился за избиение невинных молодых ребят. И глава государства, и официальные структуры просто молчали.

Много времени провожу в интернете и, когда встречаю оскорбительные высказывания в адрес Аллаха, задумываюсь, в чем причина такой ненависти? Когда подняла этот вопрос в Общественной Палате, о. Всеволод Чаплин сразу же сказал, что необходимо ужесточить наказание за оскорбления в интернете. Мы много что говорим, но где реальные действия? Мы взаимодействуем с Департаментом национальной политики, так почему бы им не проводить работу с социальными сетями, не вводить цензуру на подобные выпады, в конце концов?

Павел Бардин: Это будет та же цензура. Согласен с Вами, кроме последнего пункта. Это будет 282 статья, цензура, она оборачивается против антифашистов, их сажают по 282 статье. Наш фильм судили по 12 статье Федерального Закона об экстремизме. Это очень опасная история, лучше к ней не подвигайтесь. Лучше этих ребят вытаскивать из интернета и вводить в цивилизованный формат. Бороться с национализмом невозможно. Расстреливать, сажать ― нельзя, у них будет формироваться тюремный опыт ― будет готовое подполье сформировавшееся. Вместо этого происходит обратное: Навального вытряхивают на Русский марш. И ещё одно слово о Манежке. Путин кладет цветы на могилу Свиридова, цветов на могиле Хуршиды Нурсултоновой не было. Черкесову дают двадцать лет, причем, за схожие преступления дают другие сроки.

Один мой знакомый сидит за схожее преступление ― ему дали девять, причем, там есть отягчающие обстоятельства. Это такое показное правосудие. Я понимаю, почему кавказцы вызывают яркую ответную реакцию ― потому что они сами яркие. Но упрекать в дотационности регионы, в которые назначены управляющие из центра ― глупо. Если дать возможность самоопределиться, поставить кого-то вместо Рамзана Кадырова, посмотреть ― дотационный регион или нет, после этого можно смотреть ― вместе или отделяемся.

Динара Султангареева: Еще один довольно сложный вопрос задают мне друзья чеченцы. Если из чеченца сделали «пугало», — повесили ярлык «ваххабит», то что же все-таки делали представители центральной России в их домах с оружием? Почему убивали, взрывали и калечили? И что они ждали в ответ на свои действия? Мой близкий друг видел, как расстреливали двоюродного брата. Самого его с еще одним двоюродным братом и их отцами заставили рыть себе могилы, и лишь по счастливой случайности не расстреляли. Ладно, дети особо ничего не понимали, ― им было всего по 10 лет. Но взрослые?

Отец моего друга теперь очень нервный человек, а дядя злоупотребляет алкоголем. Что сотворили с тем горцем и кавказцем, который является соплеменником Махмуда Эсамбаева, который соблюдает адаты и кодекс чести? Кстати, на Кавказе есть Къонахалла, Нохчалла, Эздел, Адыгэ Хабзэ — это аналоги самурайских кодексов чести, которые истинные кавказцы соблюдают, живя по адатам. И, почему теперь вся Москва в шоке, от того, как ведут себя кавказцы? А что было бы с вами, после того, как к вам домой пришли, вырезали семью, на ваших глазах убили бы вашего брата, а вас заставили самому себе копать могилу рядом со своим ребенком?

Стенограмма доклада на Круглом столе «Государство и межнациональные отношения: есть ли политика?», 15.11.2011

[версия для печати]