общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

БОРИС СОКОЛОВ: «ГОСУДАРСТВО, ГДЕ ГЛАВЫ РЕГИОНОВ НАЗНАЧАЮТСЯ, НАЗЫВАЕТСЯ УНИТАРНЫМ»

доклад

« вернуться к списку

Тут сказали, что у нас федеративное устройство государства, но это, конечно, не так. Потому что когда главы регионов и национальных республик назначаются, это называется унитарное государство. Это когда штаты — как в Индии, Бразилии, США,— тогда оно федеративное. Что касается вопроса национальной политики, можно сказать: у государства ее не было, и нет с 91 года. Хорошо это или плохо? Да, пожалуй, плохо, потому что то, как в случае кризиса, государством трактуется национальный вопрос, радости большой не приносит.

Вот сейчас мы наблюдаем замечательный российско-таджикский спор из-за двух летчиков, один из которых, правда, гражданин Эстонии. Поскольку российская власть решила, что нашему летчику неправильный приговор вынесли, то решили депортировать не то 300, не то 1000, не то 10 тысяч таджиков. Это выборочное депортирование по этническому принципу как-то не очень вяжется с Правами человека. Тут можно и Адольф Алоизович вспоминается, и послевоенные депортации в Европе. Но, по этому поводу уполномоченные по Правам человека молчат. По крайней мере, Лукин не высказывался, когда грузин высылали. У нас все это проходит незаметно.

Еще я скажу, что Россия одна из немногих стран, которая сохранила свои колонии, правда, эти колонии внутренние [1]. Я имею в виду республики Северного Кавказа. То, что они сейчас в составе России — это примерно так же, как если бы в составе Франции были Кот-д’Ивуар или Центрально-Африканская Республика.

Что касается идеологии, то идеология, в общем-то, имперская. Попытка реставрировать российскую или советскую империю (кому как нравится) под маркой некой европейкой общности, как наш нынешний премьер и будущий президент сказал в своей статье. Я не знаю, что из этого выйдет, во всяком случае, времени и усилий будет потрачено немало. Вообще говоря, единственное решение, которое ослабит национальный вопрос (не скажу, что оно его совсем снимет, т. к. национальный вопрос это такой вопрос, который не решается ни в одной стране никогда) — с ним просто надо жить, и вводить его в цивилизованные рамки. Не всегда это получается. И особенно это не получается у недемократических режимов. У нас режим авторитарный, надеяться, что у нас что-то получится не приходиться. Но, я думаю, что единственное решение, к которому придет это правительство, станет отделение Северного Кавказа, т. е. лишение внутренних колоний. После этого будет не важно, федеративное устройство России, или унитарное, потому что остальные автономии склонности к сепарации проявлять не будут.

Насчет того, какой должна быть политика. Как, например, воспитывать толерантность? Мне кажется, толерантность воспитывается самим ходом жизни — экономическим, социальным, культурным положением. Самое примитивное средство ее поддержания — когда в фильмах есть положительные персонажи из разных народов. В американских детективных сериалах всегда есть белый полицейский и черный полицейский. Расследуя преступления, они пребывают в братской дружбе.

У нас, когда была Первая Чеченская война, затем — Вторая, в первой половине 2000-х годов, очень любили представлять кавказцев этакими извергами, порождением ада. Сейчас положение изменилось, однако идея, чтобы снять фильм о каком-нибудь положительном кавказце или азиате, так и не воплощена. Может быть, государство это профинансирует? Правда, будет ли от этого прок, не уверен, поскольку на тех, кто рисуют на заборах свастику и убивают азиатов, подобные фильмы не особо действуют, скорее, раздражают.

Что касается будущего, я не думаю, что в ближайшие 10 лет ситуация у нас принципиально не улучшится. Она может измениться только революционным путем. Большая вероятность, что революция будет национальной, и придут те, кто склоняется к лозунгу «Россия для русских», или, скорее, Россия без определенных категорий кавказцев. Во вторую очередь — без азиатов, а потом и до других очередь придет. Вот на этой пессимистической ноте я с вами попрощаюсь.

Роман Багдасаров: Борис Вадимович, вы нас очень обнадежили. Спасибо, что не превратили свое выступление в прямую политическую агитацию, до этого оставалось чуть-чуть. Думаю, сейчас самое время предоставить слово тому человеку, который снял фильм о субкультуре, готовой претворять в жизнь эти самые лозунги по отделению, выдворению и сегрегации. Я имею в виду Павла Гарриевича Бардина, снявшего нашумевший фильм, но так и не вышедший — вышедший? — тогда вы сами скажете, когда это произошло, потому что я уже немного потерялся в истории фильма. Речь о фильме «РОССИЯ 88», и я предоставляю слово его режиссеру Павлу Бардину.

Стенограмма доклада на Круглом столе «Государство и межнациональные отношения: есть ли политика?», 15.11.2011


[1] Редакция сайта выражает своё сомнение в принципиальной возможности существования «внутренних колоний» и не разделяет прогнозов, излагаемых Б. В. Соколовым далее. Прим. модератора сайта.

[версия для печати]