общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

ВИКТОР БОНДАРЕНКО: «НЕ НУЖНО ПОДНИМАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС»

Тема: россия для русских?

доклад

« вернуться к списку

Я не собирался что-то говорить, но, за время путешествия этого проекта слишком много вылезло обвинений, непонимания, вопросов, о которых, я даже не задумывался раньше. Вы все знаете, как появилась эта выставка. Появилась она после событий декабря 2010 года, когда ребята маршировали на Манеже и кричали «Россия для русских», и, как мы знаем, это происходило уже не раз. Меня эта ситуация возмущает. Я считаю постыдным для нашей страны, где 202 национальности, только по последней переписи, — идти и говорить, что Россия — для русских! Я считаю себя русским, я крещенный, меня родила моя мама, русская, но мне стыдно, когда в таком огромном многонациональном государстве выходят и говорят «Россия для русских». Это значит, что миллионам граждан, которые не русские, мы говорим, что они — граждане второго сорта. А те миллионы, кто этнически являются «половинками», мы спрашиваем: с кем ты?

Проект родился из посыла: «а что такое «русский»? Представим, что я некий абстрактный русский, который согласен с подобным лозунгом. Как мы его будем осуществлять? Станем раздавать «калашниковы», чтобы бороться за «Россию для русских»? Тогда, кому мы их станем раздавать? Главный борец «за русских», он, как известно, «сын юриста». Мы ему, скорее всего, автомат не выдадим — папа в Израиле. Александр Невский, со своими кавказскими корнями, тоже вряд ли получит «калашников»...

Вот, Федор Шелов-Коведяев, на предыдущем круглом столе, напомнил, что Александр Невский гордился, относя себя к варягам-руси. Наверное, он читал «Повесть временных лет», где сказано, что варяги назывались «варяги-русь», когда их сюда приглашали. По-моему, это доказывает нечто обратное. Потому что Александр Невский, относя себя к варягам говорил подвластному населению: я не отсюда, я — варяг-рус [1].

Конечно, я не историк, а, как многие скажут, «человек с улицы». И меня это возмутило. Прежде всего, я задумался о людях, которые создавали нашу цивилизацию. Раньше она вращалась вокруг Российской Империи, затем Советского Союза, сегодня — имеет очертания Российской Федерации, но ученые (Тойнби, Хантингтон) всё равно по-прежнему называют ее «православной цивилизацией». Я тоже себя определяю как русский, этнический православный, хотя и я не воцерковлен, не принадлежу к церкви.

Но давайте вернемся к этому проекту. Мы указали многих, и каждый из вас мог бы продлить этот список. Люди, которые создавали нашу цивилизацию и которыми мы гордимся. Многие, которыми мы гордимся, уже принадлежат истории, Фаберже, допустим. Это ювелир, лучший ювелир начала XX-го века. Признанный. Кто он: русский или не русский? Если Россия для русских, ему в ней есть место или нет? Динара Сафина, Исинбаева, Иосиф Кобзон... Когда мы составили этот список, многие нас обвинили: зачем вы указываете национальность? А это и был наш ответ: если Россия для русских, что вы тогда с ними сделаете? Как вы будете определять, кто русский? Кому вы позволите жить в этой стране, а кому не позволите? Вот, например, Марии, еврейке, портрет которой тысячу лет висит в каждом доме? Тысячу лет она защищала, была Заступницей Земли Русской. А ее сыну, Иисусу, еврею обрезанному, позволите, или нет? Вот в чем вопрос и ответ этого проекта.

 Но проявились и многие вещи, которых я не ожидал... Кажется иногда, что мы живём с промытыми мозгами, думаем, будто все сами создали. Вот интернет-посты: «Да что вы нас учите? Да мы русские, мы сами кого хотите, научим!» Наверное, эти люди забыли об указах Петра I, который предписывал мыться раз в неделю, хотя бы. Это специальные указы царя! Забыли о том, что Петр требовал, чтобы исподнее не торчало... Наверное, нечему русских учить. Ни туалетной бумаги не нужно, ни iPad -ов, ни iPhon-ов... Совершенно ясно ведь, что мы многое переняли от других народов, мы должны всех уважать, и особенно тех, кто живет с нами бок-о-бок.

 Нам постоянно ставят в вину: мол, вы здесь нигде не указали русских! Задумайтесь на минуту, о чём говорят эти «критики»: мы ведь нигде не говорим, что такой-то не русский, мы просто указываем, что он, допустим, татарин по матери. Но такой персонаж моментально перестаёт быть русским в глазах подобных «критиков». Узнали они, что у Александра Невского бабушка — осетинка, и он сразу перестал быть для них русским. Вы понимаете? Если для подобных людей так важна национальность, то я бы хотел, чтобы они тогда определились: Чайковский — русский? а Достоевский — русский? Ведь мы просто указали, каких они кровей. Что вы будете делать с ними?

Далее хочу подчеркнуть, что я и вы, мы не живем в России, не живём на Руси. Мы живем в Российской Федерации, а федерация, согласно толковому словарю, это союз государств и государственных объединений. Мы живем в союзе государств и государственных объединений. Это не страна русских!

Мне уже обещали (в интернете) за это вырезать всю семью. Кстати, очень хороший текст: «Как же ты, скотина (не хочу цитировать оригинал, там ещё хлеще), можешь говорить, что Россия — не православная страна! Мы вырежем всю твою семью!» Понятно, это — православные, которые прекрасно впитали Нагорную проповедь Христа. Также, перед выставкой приходили угрозы, что «мы тебе вобьем в одно ухо, выйдет из другого! Это за жидов, за всех черножопых!». Вот, Роман, не даст соврать (обращается к модератору).

А ведь мы никого не унизили, не оскорбили, не обидели. Мы просто задали вопрос: ребята, а вот что вы с Высоцким будете делать? Или вы указ Президента выпустите: родителей Высоцкого считать русскими? Что будете делать с Лео Бокерия?

Но мало того. И с другой стороны мы получаем укоры: а зачем вы указали этническое происхождение этих людей, они же все русские! Кстати, многие, из тех, чьи имена присутствуют на этих работах, ныне здравствующие люди, и они совершенно на нас не в обиде. Вот, Кобзон не обиделся, что он еврей, Динара Сафина не обиделась (я лично с ней общался, подарил книжку, и она обрадовалась), Артур Чилингаров, Валерий Газаев. Эти люди считают себя россиянами, гордятся этим, но зачем пытаться записать их в «русские»? Вот же от чего против нас идет реакция!

Опять вернусь к выступлению Федора Шелова-Коведяева, который приводил слова геройски погибшего князя Багратиона: «за Русь, за Россию!». А я в ответ попрошу вспомнить: как поступил Вахтанг Кикабидзе в 2008 году? Я уверен, что если бы оставался жив грузинский князь Багратион (а он был, к тому же царских кровей), то даже сомнений быть не может, как бы он повел себя, когда разгорелся конфликт между Россией и Грузией. Он сразу ощутил бы, чья кровь течет в его жилах.

Поэтому, я считаю, вообще не нужно поднимать этот вопрос. Вот еще — о чем наш проект: не нужно поднимать национальный вопрос. Мы все граждане Российской Федерации. Это не зависит от того, какой цвет глаз, какой цвет волос. В противном случае, нас ожидает вариант югославского сценария.

  Напомню, в Югославии было 22 миллиона граждан, из них — 10 миллионов — православные сербы, утверждавших, что эта страна — православное, сербское государство. Они получили то, что они получили, поэтому я не хочу, чтобы в моей стране произошел тот же самый сценарий, когда выходит один урод кричит: за русских! Его вообще нужно судить за это, а все молчат. И такой человек идет на федеральные выборы! 

У меня родилась аналогия. Я прожил 14 лет в Америке. Я не представляю себе ситуацию, когда тамошний чиновник, политик на федеральном уровне будет использовать риторику «Америка для англичан». Что-то типа: «Англичане — наши предки, завоевали эту землю. Они проливали за нее кровь, они написали конституцию! Если ты говоришь по-английски, думаешь по-английски, значит, ты англичанин! У нас перестали ценить англосаксонские протестантские ценности. Понаезжали тут всякие: строят синагоги, православные храмы, по ночам на Рождество звонят и ходят. Шабаш у них творится там в этих православных храмах... Вон отсюда — Америка для англичан!» Это, я вам скажу, была бы бомба пострашнее атомной и она бы погубила Штаты.

Слава богу, Америка такая, какая она есть, God Bless America! Весь мир не стал советским. Не получилось по советскому образцу перекроить Европу. Сейчас, когда говорят об особенной русской духовности, я всегда думаю: а почему от этой нашей духовности из ГДР в ФРГ даже с пулей в спине старались перескочить через забор? Не хочу в эту тему уходить...

Я знаю одно: «Россия для русских» это неправильный лозунг. Он меня возмущает. Все люди, которые живут здесь — евреи, татары, грузины, — вы все должны возмутиться и сказать: это наша земля, это Российская Федерация, мы не позволим устроить гражданскую войну. Спасибо!

Дмитрий Бабич: Я журналист, пишу довольно много об искусстве. Мне, как и многим, кто здесь сидел, немножко стыдно за то, что мы здесь слышим. Посмотрите на эти надписи. Я понял ваш эстетический посыл. Но, если бы я увидел надпись «Майя Плисецкая — еврейка» на заборе, я бы немедленно взял этого человека, хотя я не умею драться, и немедленно отвел бы его в милицию. То, что мы видим сейчас, это очень интересная вещь. Понимаете, политкорректное искусство, которое сейчас складывается, оно ставит задачи не оскорбить никого, а получается, стремясь никого не обидеть, оно оскорбляет всех.

Виктор Бондаренко: Чем вас оскорбили? Я не искал политкорректность. Я иду «в лоб» сейчас.

 

 

 

Дмитрий Бабич: Вслушайтесь в то, что вы говорите. Ведь бежали из ГДР в ФРГ не от русской духовности, бежали от коммунизма, который к русской духовности имеет крайне опосредованное отношение. Бежали от дефицитов. Ни от какой русской духовности не бежали, а многие из них были славистами и занимались русской духовностью в западных университетах. И потом, вы говорите: «эта страна, эта страна». Вы 14 лет прожили в Америке, но в английском языке «this country», и в русском языке «эта страна» имеют абсолютно разные значения. Я согласен с вами: это надо забывать, но, как это можно забыть, если вы это малюете хулиганскими крючками?

Виктор Бондаренко: Когда националисты говорят «Россия для русских», я, наоборот, не хочу, чтобы они кое о чём забывали, понимаете? Я хочу им напомнить, что холодильник нам дали другие. И пылесос, и шприц, и zipper, и туалетную бумагу, — поэтому уважайте других!

Что касается картин, это писал один из лучших художников нашего времени — Дмитрий Гутов, представлявший Россию несколько лет назад на биеннале в Венеции. Очень дорогой художник. Мне сегодня позвонили, спросили: нет ли у тебя картин Дмитрия Гутова? — я его знаю много лет, а у меня есть всего три его картины. Когда-то такие критики как вы выступали против Мане и говорили, что его нужно посадить в тюрьму, за то, что он нарушает общественную мораль. Но, слава богу, там были и другие люди, которые Эдуарда Мане не посадили. И точно так же Гойю за «Маху» хотели в своё время посадить. Спасибо.

Стенограмма доклада на Круглом столе «Государство и межнациональные отношения: есть ли политика?», 15.11.2011

[1] Имеется в виду следующий фрагмент начальной русской летописи: «Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет»... и т. д. Прим. модератора сайта.

[версия для печати]