общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

РОССИЙСКИЕ ПОМОРЫ И КАНАДСКИЕ МЕТИСЫ: НАРОДЫ-МЕТИСЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРАВА

Тема: этнополитика

статья

« вернуться к списку

Российская Федерация и Канада имеют длительную историю дипломатических отношений в рамках освоения арктических пространств. Прежде всего, стоит отметить двустороннее соглашение, именуемое «Договором о согласии и сотрудничестве между Российской Федерацией и Канадой» 1992 года. Статья 9 этого договора и пункт «б» Приложения к договору провозглашают «укрепление сотрудничества в Арктике и на Севере», «совместные научные исследования между арктическими и северными районами Российской Федерации и Канады», усиление контактов с «коренными народами северных районов» обоих государств.

Также в 2000-м году правительствами обеих стран было сделано «Совместное заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере», согласно которому выбран курс на «устойчивое развитие» в области «охраны окружающей среды» и в целях «создания благоприятных условий жизнедеятельности коренных народов и других жителей» северных районов, используя метод привлечения локальных общин коренных народов к решению данного вопроса.

Сотрудничество подразумевает под собой и взаимное перенимание опыта в области защиты прав коренного, индигенного населения. Канада стала одной из первых стран, в которой закрепляются права метисного населения в качестве коренного. Конституционно-правовой акт Канады 1982 года в пункте 35(2) называет три группы аборигенного населения, которые пользуются специальной защитой: индейцы, инуиты и метисы. Последняя группа вызывает особый интерес, как у антропологов, так и у юристов.

Проводя соотношение поморов и метисов, мы можем найти очень много общего, хотя имеются и существенные отличия, дающие поморам гораздо больше прав на признание, нежели метисам.

1. Этногенез метисов обусловлен слиянием белого европейского элемента и аборигенного индейского; этногенез поморов, по мнению большинства ученых этнографов и антропологов — результат смешения восточнославянского и карельского элементов, который не прекращался вплоть до XX века (по результатам антропологического исследования ученого Капицы и Никольского).

2. Метисы формировались в течение последних 3-х столетий; временные рамки формирование индигенной группы поморов порядка 800 лет (по данным антропологов Александрова В. А., Власовой И. В., и Полищук Н. С. института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, «великорусский этнос» был сформирован лишь к XIV столетию). При этом важно отметить, что международное право не определяет временных рамок для «индигенности» и «автохтонности» того или иного этноса.

3. Этноним «метисы» и «самосознание в качестве коренного народа», численность от 300 — 700 тысяч человек — главные факторы для признания их материальных и культурных прав. Этно́ним «поморы», топо́ним «Поморье», численность от 6,5 тысяч человек, «поморское самосознание» — также главные факторы для признания этого народа коренным. Международное право не содержит таких понятий, как «субэтнос» и «этнографическая группа». В соответствии с определениями, данными Специальным докладчиком подкомиссии ООН по правам коренных народов Хосе Мартинесом Кобо, а также Всемирным Банком и Международной организацией труда (Конвенция МОТ 169), самосознание народа в качестве индигенного является главным фактором признания.

4. Метисы образовались путем колонизации канадской земли англичанами и французами; поморы начали свое формирование, по мнению ряда этнографов, в результате освоения Заволочья славянами, которые активно смешивались с карелами, а также частично с коми-зырянами, и даже были браки с лопарями-саамами.
5. Основной промысел метисов — рыболовство и пушное дело; в течение 300 лет происходило активное формирование целой сети торговых деревень; промысел поморов во многом аналогичен, и более того, поморский морской промысел является органичным продолжением хозяйственной деятельности аборигенов неолитической эпохи, для которых земледелие не играло почти никакой роли, а поморские артели — ватаги появились на берегах Белого моря уже в XIII веке.

6. Религиозная традиция метисов связана с католицизмом для франкоговорящих групп и протестантизмом для англоговорящих; религиозный культ поморов, по данным ученых Цейтлина и Вертепова носил преимущественно синкретический характер, объединяя языческие и христианские традиции («беспоповщина поморского толка»).

7. Метисное население Канады селилось отдельно от белого и индейского, создавалось собственное замкнутое этнокультурное сообщество; поморы также во многом развивались автономно от центра, соседей-земледельцев поморы нередко называли «деревенскими», «крестьянами», «верховскими», не заключали с ними брачных связей. Поморы не были затронуты татаро-монгольским нашествием XIII-XV вв., не были охвачены помещичьей (частновладельческой) формой крепостного права XVII-XIX вв., отстаивали право на самобытность и самоопределение, но стремления к «сецессии» не было, за исключением инициативы по созданию Поморской республики в период дестабилизации обстановки после свержения монархии.

8. Российская Федерация признала права коренного народа — камчадалов, являющихся метисным населением русских и ительменов. Поморы имеют аналогичное право на признание.

Признание поморов в качестве коренного народа даст шанс на признание других метисных и индигенных групп русского народа, которые сохранили традиционное природопользование и свою уникальную культуру, откроет дорогу инвестициям и развитию туризма.

Автор: Максим Задорин (Северный Арктический Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова)

[версия для печати]