общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

ЦЕРКОВЬ И АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Тема: общество

статья

« вернуться к списку

Б. Колымагин подаёт пример строго взвешенных, серьёзно аргументированных суждений о выставке «Духовная брань»: «...произведения так себе. И никакие это, конечно, не иконы». А также упрекает организаторов конференции «Реформация: Судьба Русской Церкви в XXI веке» в том, что под незримым руководством «обер-прокурора» Владислава Суркова они нанесли «вред огромный». Почему? А вот почему: «сотрудник фундаменталистского общества «Радонеж» Сергей Худиев [...] высказался против самой возможности обновления Русской церкви». Иными словами, не проведи Фонд «Россия для всех» и Фонд Станислава Белковского конференцию, глядишь, и начала бы РПЦ сама потихоньку обновляться. А теперь вот, обиделась, и не будет. Пеняйте на себя, организаторы. В целом, характерное умонастроение для некоторых кругов околоцерковной интеллигенции. — Ред. РДВ.

В постсоветской России представители актуального искусства и духовенства не соизволили сделать ни одного сколько-нибудь существенного шага навстречу друг другу. И сейчас они активно продвигают в общество язык вражды, борясь за свои мелкие правды. Да, конечно, с формальной стороны нечего было делать православным активистам на выставке «Духовная брань» на «Винзаводе». Но откуда они узнали о сем мелкотравчатом мероприятии? Что, евразийцы и казаки такие знатоки живописи и в курсе всего происходящего?

Определенно, устроители позаботились о том, чтобы нужная информация дошла до кого следует. И начались, прежде всего в медийной сфере, коммерческо-политические игры. Если открытие экспозиции, о котором читателям «ЕЖа» рассказала Светлана Солодовник, прошло под знаком карнавала, то в дальнейшем тишину зала тревожили разве что стайки молодых людей и полицейских. В прошедшую субботу автор этих строк наблюдал, как дежурившие перед галереей Гельмана служители порядка почти всем составом зашли посмотреть на изображения лиц в масках-балаклавах и другие пафосные работы Евгении Мальцевой. Свободу девушкам-феминисткам! Согласен. Хотя произведения так себе. И никакие это, конечно, не иконы.

Печалит другое. В соседней галерее экспонируются интересные акварели Татьяны Глебовой, ученицы Павла Филонова. И ни одного зрителя. Неужели чтобы привлечь внимание к классике авангарда, нужен скандал? А что? У Гончаровой с Ларионовым найдется немало подходящих картин. Если добавить к ним Шагала с Малевичем, да снабдить соответствующими комментариями, да православных активистов позвать... Словом, можно. Только кому это надо? Вот в чем вопрос.

Следом за «Духовной бранью» грядет выставка «Иконы», из-за которой уже скандалили в Краснодаре. Теперь Марат Гельман организует ее в Санкт-Петербурге. И снова знакомый сценарий с некоторыми, правда, нюансами. Задолго до открытия, намеченного на 15 ноября, православные, на этот раз совместно с мусульманами, выступили с громкими заявлениями.

Кураторы выставки и иже с ними не устают напоминать о мракобесах и воинствующих ортодоксах. Их слова передаются в эфир, тиражируются. Похоже, и те, и другие работают на определенную целевую аудиторию. Одни канализируют благородное негодование тех, кто недоволен зажравшимися попами в мерсах, другие — тех, кто шагает под лозунгом «православие, самодержавие, народность». И над всей этой риторикой вырастает фигура нового обер-прокурора Владислава Суркова.

С панк-молебном ситуация явно вышла из-под контроля. Теперь сурковские политтехнологи «работают» с проверенными людьми. И все, как поется в шлягере, идет по плану. Жалко. Ведь можно было бы собрать экспозицию, работающую на диалог, на склеивание разных слоев общества. Однажды такая попытка была сделана — вспомним выставку «Двоесловие/Диалог», состоявшуюся пару лет назад в притворе университетского Татьяниного храма в Москве. Да, на нее пришлось потратить немало усилий — экспозицию, работающую на раздрай, устроить куда легче. И медийные волны куда выше.

Вот и получается. С одной стороны — православный ислам, ужесточение наказаний за оскорбление чувств и прочая религиозная фигня, которой в последнее время так озаботились депутаты Госдумы, а с другой — игры на расслоение, на уничтожение в самом зародыше всякой возможности диалога между разными группами населения, между разными мировоззренческими группами.

При этом актуальное искусство не ограничивается художественными акциями и идет на чужую территорию, занимается богословским перформансом. Именно так можно оценить конференцию «Реформация: судьба Русской церкви в XXI веке», подготовленную фондом содействия национальному согласию «Россия для всех» при участии некоммерческой организации «Фонд Станислава Белковского». «Россию для всех», для справки, учредил бизнесмен и коллекционер Виктор Бондаренко. Тот самый, кто курирует «Духовную брань» на «Винзаводе».

Организаторы конференции распространили пресс-релиз, в котором перемешали все и вся: разумные слова о необходимости внутрицерковных реформ, секулярные требования к государству, проекты модернизации русского православия.

Пресс-релиз означенного мероприятия звучит как богословская комедия. К нему нельзя относиться серьезно. Для продвижения каких-то позитивных идей внутри церковной ограды он — ничто. А вот вред делает огромный. Благодаря ему сужается сама возможность внутрицерковного диалога, он дает дополнительное оружие в руки фундаменталистов.

Собственно, они им уже пользуются. Например, сотрудник фундаменталистского общества «Радонеж» Сергей Худиев, комментируя на «Правмире» мероприятие Белковского-Бондаренко, высказался против самой возможности обновления Русской церкви.

Конечно, Церковь не может обновляться под напором внешних сил — это будет уже не обновление, а обновленчество, сергианство, если угодно. И все нормальные христиане это понимают. Но культура — современная культура, к чему стремится она? Неужели к войне с верующими до победного конца, то есть до полной атомизации общества?

Или в среде кураторов современного искусства все-таки найдется достаточное число социально вменяемых людей, которые будут работать не на Кремль, а собственно на искусство? Да, современное искусство живет скандальными жестами и масками. Но за маской всегда стоит человек. Мы слышим его дыхание, чувствуем биение его сердца. Человек есть.

Текст: Борис Колымагин
Источник: Ежедневный Журнал

[версия для печати]