общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

А. МАЛЕР: «НИЧЕГО СЕРЬЁЗНОГО»

Тема: религия

пост в блоге

« вернуться к списку

Член Межсоборного присутствия РПЦ МП и сторонник византийской теории «катехона» Аркадий Малер пытается дистанционно анализировать конференцию «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке».

Спрашивают по поводу слета недовольных Русской Православной Церковью под названием «Реформация: судьба Русской Церкви в XXI веке», организованного Фондом «Россия для всех» и Фондом Станислава Белковского.

Ну что я могу по этому поводу сказать? Я полагаю, что сам факт организации чего-либо Фондом «Россия для всех» и Фондом Станислава Белковского говорит уже обо всём и не требует никаких специальных комментариев, разве что для тех, кто совсем вне политики и подобные буквосочетания слышит впервые. Случилось бы это событие лет пять назад, я бы разразился многобуквенной статьей про то, что «как мы и предупреждали», «крайности сходятся», «все враги Церкви объединились» и т. п., вполне оправданные вещи. Но зачем говорить о том, что вроде бы и так понятно? А если до сих пор не было понятно, то уже никогда не будет понятно. Да, у Русской Православной Церкви и православия в целом есть враги. Да, этих врагов много и они очень разные, от крайне «левых» до крайне «правых», от открытых врагов до вчерашних православных, обиженных на Церковь по какой-либо личной психоаналитической причине. И таки да, все эти враги периодически находят общий язык в противостоянии Русской Церкви, и сейчас наступил тот самый момент, когда все они наиболее активизировались. «Так было, так есть и так будет всегда».

Если же «это предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» (Манилов) чем-то и отличается от иных в этом ряду, то только тем, что оно вообще не имеет никакого отношения ни к идеологии, ни, тем более, к богословию. Это даже не собрание фриков. Это просто собрание людей, фактически имитирующее то, чего нет и никогда не будет, а именно — Реформацию в РПЦ, если под «Реформацией» иметь в виду хоть что-то похожее на известное движение XVI века.

Объясняю подробнее. Первое. Я сам, как человек книжный, долгие годы воспринимал любого автора, делающего некую концептуальную заявку, как хоть сколько-нибудь серьезного человека, продумывающего свои идеи и готового честно отстаивать их до конца. В итоге, очень много сил и времени тратится на полемику с людьми, для которых на самом деле никакие идеи и смыслы вообще не имеют никакого значения, а если что-то и имеет значение, то только личное хорошее настроение, личный пиар и количество у. е. на личном счету. Больше ничего. То есть ты там за что-то переживаешь, выстраиваешь логические конструкции, выверяешь цитаты, продумываешь аргументы, а люди просто зарабатывают деньги — так, как могут. Кто-то научился жонглировать мячиками и зарабатывает себе на жизнь в подземном переходе или в профессиональном цирке. А кто-то научился жонглировать словами и так же зарабатывает себе на жизнь, без всякой идеологии и уж точно без всякого богословия.

Какое может быть «богословие», когда для автора ни одна цитата из Библии или отцов Церкви вообще не имеет никакого смысла? Конечно, можно и даже где-то нужно спорить с персонажами типа Бражникова или Багдасарова исключительно для того, чтобы другие читали и делали выводы, но как можно спорить с людьми, которые меняют свои позиции в зависимости от настроения? Если человек позавчера разыгрывал из себя дремучего «опричника», вчера изображал запоздалого «постмодерниста справа», а сегодня говорит языком либерального протестанта? Между тем, вынужден признать, что злорадство — это одно из самых сильных искушений. Худшего, чем то, что сейчас случилось с Правой.ру и всей «волшебногорской» тусовкой, трудно было себе представить. Я предвидел, что все эти люди кончат подобным кульбитом, но я не думал, что этот кульбит произойдет так скоро.

Второе. Я не буду строить никаких конспирологических и политтехнологических гипотез относительно участия во всем этом «предприятии, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоции» Фонда С. А. Белковского. Я не буду говорить о том, чего не знаю. В 2004 году я сам сотрудничал с ним, когда его декларации максимально совпадали с моими позициями и никаких иных деклараций за ним не замечалось. Если бы С. А. Белковский (или любой другой антикремлевский политтехнолог с офисом в центре Москвы и неограниченным гонорарным фондом) действительно был бы реально опасен Кремлю, то Кремль давно бы внес в его жизнь существенные неудобства. Это как с «Эхо Москвы»: если «Эхо Москвы» или канал РЕН-ТВ продолжают вещать, значит, в Кремле это кому-то нужно, в то время как сотни интеллектуалов-охранителей нищебродствуют в поисках очередной темы для апологии режима. Так вот, дело не в том, что С. А. Белковский не враждебен Кремлю, а в том, что я не помню ни одного политтехнологического проекта с его стороны, который бы реально испортил жизнь власти и любому человеку, против которого он был направлен.

С моей точки зрения, все эти проекты служили исключительно дискредитации тех идей и фигур, которые они раскручивали и относительному обелению тех жертв, против которых они были направлены. Что такое антицерковная кампания по Белковскому? Это когда очень хочется максимально дистанцироваться от какой-либо антицерковности, чтобы ни в коем случае не ассоциироваться с этой кампанией. Поэтому, если против Церкви начал что-то делать Белковский, то можно быть уверенным: Церковь от этого только выиграет. Правда, вместе с откровенно отталкивающими идеями и персонами, «за компанию» могут зашквариться и вполне приличные, стоит лишь один раз их случайно упомянуть в общем списке.

Возьмем, например, пресс-релиз этой «Реформации». Во-1х, на кого он рассчитан? Если в РПЦ возможна реальная Реформация, то только при активном содействии огромного количества активных священнослужителей, включая самих епископов [1]. Какие священники и какие епископы поддержат все пункты этой шизофреничной программы? Разумеется, никакие, а следовательно, подобная программа заведомо не имеет адресата и поэтому не имеет никакого смысла. Из кого предполагается собрать «Поместный Собор»? — видимо, из участников самой конференции. При этом, определенные реформы в Церкви происходят, но они обсуждаются всем церковным активом и не имеют отношения к какому-либо протестантизму.

Во-2х, читая список участников, возникает не только известный ЖЖ-вопрос «кто все эти люди?», но и другой вопрос: какое отношение все эти люди имеют к православию? Кроме вечного церковного диссидента о. Павла Адельгейма и раскольника из РПАЦ «епископа Лурье», все остальные люди если чем-то в последнее время и известны, то именно борьбой с Московской Патриархией. Богословские взгляды того же Бражникова или Багдасарова настолько, мягко говоря, экстравагантны, что даже на Реформацию не тянут — это вообще не христианство.

В-3х, на какие реальные «демократически организованные приходы» собирается опираться эта программа реформ, если среди самих реформ выдвигаются такие как:
— Предоставление автокефалии Украинской Православной Церкви МП.
— Отказ от политики ползучей реституции.
— Прекращение публичного участия духовенства в государственных мероприятиях
— Запрет на освящение правительственных зданий, государственных учебных заведений, армейских помещений.
— Деканонизация ряда святых (святителей Филарета Московского, Андрея Мацеевича и др.).
И т. д.

Обратим внимание, что великого священномученика, митрополита Арсения (Мацеевича) авторы пресс-релиза назвали «Андреем» [2], что также свидетельствует об уровне их компетентности в церковных вопросах; как и сам призыв к «деканонизации», которая, как известно, в православии невозможна [3] (не говоря уже о том, КОГО они предлагают «деканонизировать»).

В-4х, что очень характерно, вместе с очевидно одиозными и отталкивающими большинство русских прихожан призывами, озвучиваются идеи, давно обсуждаемые в самой РПЦ без какой-либо «реформации», а именно: необходимость оглашения перед крещением и перевода Библии при учете последних достижений библеистики. Таким образом вполне законные идеи заведомо дискредитируются, так что теперь любой демагог будет вспоминать их в общем пакете с идеями типа «автокефалии УПЦ».

В общем, ничего серьезного.

P. S. Однако, безотносительно к этой несмешной комедии, стоит заметить, почему на самом деле никакая реальная «реформация» протестантского типа в нашей Церкви невозможна: потому что идейная инициатива такой «реформации» все 20 лет исходит, в основном, от крайних либералов-экуменистов, которым в нашей Церкви не нравится именно то, что она слишком русская и слишком православная, и поэтому эта инициатива никем не обсуждается. Но чтобы их идеи вышли за пределы салонов и экспериментальных приходов, им нужно суметь понравиться консервативному большинству прихожан, то есть тем, кто к идее «автокефалии УПЦ» относится как к измене всему православию. Никакого общего языка между этими полюсами нет и никогда не будет, а поэтому единственные «истинноправославные» элементы, на которых могут опираться эти «реформаторы» в целях имитации «массового движения» — это только открытые раскольники справа типа «епископа Лурье». И поэтому у этого движения «реформации» может быть всё, что угодно — деньги, связи, сайты, журналы, конференции, пиар и угар, но у него не будет самого главного — не будет самой Реформации, потому что её некому будет делать. А в ролевые игры можно играть сколько угодно.

[1] Странно было бы ожидать другого мнения от члена Межсоборного присутствия РПЦ МП, целиком подконтрольного епископату. Прим. РДВ.
[2] Известно, что после осуждения бывший митрополит Арсений был официально лишён монашеского имени и числился как «Андрей Враль». Прим. РДВ.
[3] Во 
2-й половине XVII-начале XX вв. в одной только Русской церкви было деканонизировано как минимум полтора десятка святых. Прим. РДВ.

Текст: Аркадий Малер
Источник: журнал Аркадия Малера

[версия для печати]