общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

АЛЕК ЭПШТЕЙН: «Я ВИДЕЛ ПОЛНУЮ НЕНАВИСТИ ТОЛПУ»

Тема: общество ненависти

радиопередача

« вернуться к списку

Дмитрий Волчек: В Зверевском центре современного искусства проходит выставка Антона Николаева «Гетеродоксия». Как и Евгения Мальцева, автор цикла «Духовная брань», Николаев задумывается о феномене святости и изображает новых святых — в частности, знаменитых хвостатых космонавтов Белку и Стрелку. О маленьких кощунствах Антона Николаева рассказывает социолог и культуролог Алек Эпштейн, автор книг о группах «Война» и Pussy Riot.

Алек Эпштейн: Выставка Антона Николаева открылась 22 сентября, буквально через два дня после того, как в Галерее Гельмана с грандиозным скандалом, вызовом спецназа и блокированием спецназом же входа вообще на всю территорию Центра современного искусства «Винзавод», открылась выставка «Духовная брань» Евгении Мальцевой и Виктора Бондаренко (на Радио «Свобода» этот кризис, к счастью, подробно обсуждался в тот же день). Эти события оставили несколько в тени открытие выставки Антона Николаева, и я не думаю, что это справедливо. Понятно, что медийных ресурсов, да и вообще ресурсов на «раскрутку» выставки в Зверевском центре всегда несравнимо меньше, чем в Галерее Гельмана и в многих других галереях, представленных в Центре «Винзавод», хотя, с моей точки зрения, тот факт, что выставка работает уже больше недели, а на сайте самого Зверевского центра об этом нет никакой информации — досаднейшее упущение, никакими финансовыми проблемами не объяснимое. На «Духовную брань» был подготовлен прекрасно изданный 32‑страничный каталог, была приглашена пресса, причем профессиональные сотрудники Галереи Наталья Пелевина и Лиана Агабабян несколько дней серьезно занимались этим вопросом, а уже после открытия выставки и вызванного ею беспрецедентного медийного бума Роман Багдасаров и я отслеживали многочисленные публикации в печатных и электронных СМИ (их можно видеть здесь и здесь)...

К выставке Антона Николаева никакого каталога или буклета не было издано вообще, хотя, с моей точки зрения, эта очень небольшая выставка свидетельствует о том, что давно назрела необходимость проведения масштабной ретроспективы его творчества. [...]

Известный московский радикальный активист и участник ряда резонансных акций Олег Васильев несколько дней назад обратил мое внимание на потрясающую историю, как Николай Карлович Сванидзе попался на «утку» газетного сообщения о том, что якобы верующие подали в Таганрогский суд иск, требуя запретить сказку о Буратино как оскорбляющую их религиозные чувства. Это был розыгрыш компании «Фогньюс», но Н. К. Сванидзе 26 сентября напечатал очень серьезную статью в «Ежедневном журнале», она появилась под названием «Вий против Буратино», в которой описал происходящие на «культурном фронте» события в терминах «Фундаментализм против гуманизма»:

«Противостояние принципиальное. Оно глубже политического, имеет характер ценностный. Джинн мракобесия был выпущен из бутылки прошлой зимой, когда власть, напуганная неожиданной массовостью и веселым драйвом оппозиционных митингов, сделала ставку на наиболее консервативные силы и лозунги. В результате на сцену из гнилых щелей, из-под замшелых коряг вылезли персонажи гоголевского «Вия» и в ультимативной форме предъявили обществу ХХI века намерение командовать парадом. Подкрепляя свои претензии вполне себе реальными судебными решениями, энергичными законодательными инициативами и нескрываемой благосклонностью высшего государственного руководства».

Я думаю, что это — очень верные слова, но повод к ним был сфальсифицированным от начала до конца. И вот это, мне кажется, важным потому, ибо мало есть людей более осведомленных, разбирающихся в том, что происходит в современной общественно-политической жизни России, чем Николай Сванидзе, и даже он не сумел отделить информацию фальшивую о том, что в Таганрогский суд подано заявление о признании сказки «Приключения Буратино» экстремистской, поскольку Буратино, дескать, являет собой злую и незатейливую пародию на Иисуса Христа, и тем, что происходит на самом деле. А в это же самое время — и это уже не розыгрыш и не шутка — Евгении Мальцевой, выставка которой «Духовная брань» открылась за два дня до выставки Антона, 1 октября пришла срочная повестка в Следственный комитет в связи с жалобой, как раз поданной православными активистами за якобы оскорбление их религиозных чувств. Я вспомнил об этой ситуации, потому что Антон Николаев именно ее и предвидел, и его работа «Маленькое кощунство», которая была создана достаточно давно и воспроизведена на пригласительном билете на вернисаж, на ней, собственно, Буратино и изображен. Как верно заметил в этой связи в нашей беседе Олег Васильев, именно это показывает, насколько своими работами Антон Николаев попадает в самую точку.

Работает Антон Николаев много, работает в разных жанрах. К сожалению, многие вещи, мне кажется, не доделываются до конца. Я думаю, что если бы данная выставка в Зверевском центре современного искусства включала больше, например, видео-инсталляций акций Антона (на вернисаже была показана лишь одна — «Послушание Олега» 2007 года), если бы она включала в себя больше листов из серии «Запретное искусство» (насколько я знаю, в экспозиции представлен только один лист из нее) — это было бы здорово. Не так давно получила известность инсталляция «Православный феминизм», созданная Антоном Николаевым, для выставки Олега Кулика «Апокалипсис или возрождение», которая была представлена в рамках альтернативной программы киевского биеннале современного искусства весной этого года. Выставка была полностью закрыта во многом из-за представленной на ней замечательной инсталляции Леши Кнедляковского и Лусинэ Джаняна «Белое кольцо», но нарекания, приведшие к запрету всей выставки вызвали и другие работы, в том числе инсталляция «Православный феминизм» Антона Николаева. Он одним из самых первых провел акцию в защиту «Pussy Riot»: когда их арестовали в Москве, сам Антон находился в Амстердаме, и уже 6 марта он провел то, что сам определяет как «Партизанинг». В защиту арестованных девушек им была создана была работа «Притворились светофором», позднее представленная в ходе «Автобусной выставки», прошедшей 31 марта в Москве и включенная в изданный по ее следам альбом, о котором на Радио «Свобода» прозвучала не так давно отдельная передача.

​Мне кажется, что деятельность, которую ведет Антон Николаев, заслуживает намного большего внимания со стороны художественных институций. Я надеюсь, что мы доживем до того дня, когда будет издан достойный каталог, документирующий акции и другие работы Антона. Я уверен, что отдельные из них войдут в золотой фонд современного российского акционизма. При этом я очень надеюсь, что и он, и Женя Мальцева с Виктором Бондаренко смогут продолжить свою творческую деятельность. За них волей-неволей приходится опасаться, потому что призывы к физической расправе над ними звучали и звучат неоднократно. Я сам был 20 сентября весь день на «Винзаводе», я видел эту полную ненависти толпу, ведомую Кириллом Фроловым и Дмитрием Цорионовым, мы видели там людей, которые приходят в выставочные залы, чтобы не пустить туда других, чтобы устроить погром, чувствуя себя не только правыми, но и защищенными правом, вот что дико.
​​
И горький опыт погрома, а потом суда над организаторами выставки «Осторожно, религия», когда суд осудил не тех, кто разгромил выставку, а тех, кто эту выставку устроил (о чем есть прекрасная, хоть и очень горькая книга Михаила Рыклина), показывает, что здесь возможно любое развитие событий и на скамье подсудимых могут оказаться и художники, и кураторы, и организаторы, и идеологи выставок. Идеологом выставки «Духовная брань» является Виктор Александрович Бондаренко, который очень мужественно отражает атаки на протяжении всех последних дней, масштаб которых, я думаю, не мог предсказать никто. Я сам опубликовал статью об этой выставке за несколько дней до ее начала в журнале «Нью Таймс». Было понятно, что не всем это понравится, но того, что «Винзавод» придется защищать силами спецназа, никто из нас не предполагал. Причем, несмотря на наличие спецназа, Виктор Александрович подвергся нападению, я сам был тому свидетелем. Это не газетная «утка», я стоял в метре от него и видел, как на него бросился человек и стал его обливать. К счастью, это оказалась вода, а никакая не кислота, и хотя туда было привезено три автобуса милицейского спецназа, даже их наличие на территории «Винзавода» не смогло защитить организатора выставки от хулиганского нападения. Все мы видим, в какой среде живем и работаем. [...]

Автор передачи: Дмитрий Волчек
Источник: Радио Свобода

В оформлении использована репродукция работы Антона Николаева «Наша вера должна быть слепой»

[версия для печати]