общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

МАТРОНА МОСКОВСКАЯ И ЕВГЕНИЯ МАЛЬЦЕВА

Тема: религия

репортаж

« вернуться к списку

У католиков есть Хильдегарда Бингенская (Hildegard von Bingen), а православные почитают святую Матрону Московскую.

Человек, который после оживленной Таганской улицы попадает во внутренний двор женского Покровского монастыря, сразу стряхивает с себя всю грязь московского столичного молоха. В солнечно-желтой церкви Покрова Пресвятой Богородицы находится украшенная золотом рака с мощами святой Матроны Московской (1881-1952), которые приносят ее почитателям утешение, а также врачуют их болезни, и поэтому верующие (на 90% — женского пола) терпеливо стоят здесь в очереди для того, чтобы иметь возможность наедине тихо побеседовать с ней или поцеловать ее образ. Многие приносят Матроне цветы, которые эта слепая провидица любила в земной своей юдоли. Другие тихо читают акафист. А некоторые за небольшую плату оставляют записочки с просьбами о заступничестве и помощи своим ближним, если они, как предупреждает размещенное на церковном киоске объявление, крещены по православному обычаю и не являются самоубийцами. К Матроне, которая, находясь в тени советской власти, смогла вылечить многих тяжелобольных, приходят по большей части люди с такими болезнями, которые не берутся лечить российские врачи, или им просто не хватает денег на лечение. На интернет-форумах и в кругу друзей постоянно рассказывают о больных раком, чудесным образом исцеленных канонизированной в 1999 году русской монахиней.

Меня привела сюда Елена, молодая мама, живущая в одном из пригородов Москвы и страдающая от хронических болей в спине. Елена не может сказать, что она стала себя лучше чувствовать с того момента, как начала ходить в монастырь, однако, по ее словам, она постоянно получает там дополнительные душевные силы. Кажется, что со многими происходит то же самое. Блондинка Анна приехала сюда со своим маленьким сыном из расположенного в Сибири Омска. Для своей больной сестры, страдающей от опухоли, она уже набрала освященной воды, которую раздают под колокольней, а также приобрела большую икону в совсем не дешевой церковной лавке. Две женщины, с которыми я попыталась заговорить, жестами показали, что они не хотят этого. А третья женщина сообщила, что здесь можно испытать то, что называется sobornost. Эта соборность, по ее словам, занимает центральное место в русском благочестии, она означает, что человек связан с сообществом и одновременно свободен рядом с Богом. После этого она извинилась и, тяжело вздохнув, сказала, что ей нужно сосредоточиться на своих собственных мыслях.

На территории монастыря, ровно выложенные гранитные плиты которого начисто подметают улыбающиеся послушницы, я не могу найти никого, кто был бы готов простить глумление над православными святынями. Та дама, которая рассказывала мне о соборности, ведет себя так, как будто она еще не пришла в себя после устроенной в феврале акции панк-группы «Pussy Riot» перед алтарем храма Христа Спасителя. Для Елены эти феминистки — в первую очередь, плохие мамы. Болезненная женщина с блестящими глазами утверждает, что участницы панк-группы получили по заслугам. Ведь своими дикими плясками, по ее мнению, они доказали, что происходят от обезьян. А на вопрос о том, не являются ли два года исправительной колонии слишком суровым наказанием для этих девушек, никто из присутствующих христианок ответить не решается.

Тем временем, позиционная война между хранителями традиций, послушными начальству, и борцами за свободу художественного самовыражения переходит в следующую фазу. Недавно разгорелся еще один скандал, причиной которого послужила выставка молодой художницы Евгении Мальцевой, которая в выставочном центре «Винзавод» представила свои черные, как смоль, и огромные полотна с монументальными головами в ярких масках-чулках вместе с трио из ангелов в такой же яркой маскировке — совершенно очевидно, что это было сделано в поддержку участниц группы «Pussy Riot». На открытии выставки под названием «Духовная брань» присутствовало подразделение казаков в количестве двадцати человек. Они выражали свой протест против «либерального фашизма», а также против якобы богохульных работ Евгении Мальцевой. Кроме того, они не пропускали приглашенных на вернисаж людей. Но и охранники, обеспечивавшие порядок и сохранность картин, с трудом сдерживали свое негодование по поводу пачкотки (как они выразились), представленной на выставке.

Как Евгения Мальцева со своими экспрессионистскими работами в стиле граффити, так и казаки в своей театральной истерии понимали, что они являются фигурами в политической игре. Куратор и политтехнолог Марат Гельман, предоставивший свою нерентабельную галерею для этой выставки, поддерживает контакты с Московским Патриархатом и «держит руку на пульсе» относительно запретов в религиозном искусстве. Гельман, являющийся членом кремлевской партии «Единая Россия» [1] и одновременно поддерживающий критически настроенное по отношению к режиму авангардное искусство, уже показал в этом году трехмерные иконоподобные кованые рельефы Дмитрия Гутова, а также произведения Дмитрия Врубеля с репортажными изображениями, снабженными библейскими цитатами. Руководителем последнего проекта был Виктор Бондаренко, инвестирующий средства в искусство, а его идеи творчески воплотила Евгения Мальцева. Бондаренко во время нефтяного бума верил в гламурную мистику. Однажды по его инициативе с помощью цифровых технологий были синтезированы огромные изображения архетипов Священного Писания, за что его сильно хвалили церковники. Сегодня Бондаренко считает жесткую церковную иерархию устаревшей и делает ставку на близкое к массам «бедное искусство» (arte povera).

В борьбе за юридическую защиту своей харизмы Русская православная церковь все больше укрепляет свои позиции. В Думе в настоящее время проводится доработка нового закона, который предусматривает заключение в тюрьму на срок от трех до пяти лет за оскорбление религиозных чувств. Религиозных чувств, а не людей, — качая головой, замечают юристы. Тем самым будет законодательно подтверждено то, что российская судебная система уже де-факто применила, формально сославшись, разумеется, на статью Уголовного кодекса о «Разжигании религиозной ненависти». Однако религиозные чувства, которые могут охватывать человека и которые были оскорблены у пострадавших в результате акции панк-группы, должны, по мнению экспертов, превратиться в табу, как это произошло с частной или интимной жизнью западного человека. А в случае с художницей Евгенией Мальцевой следственные действия только начались. Прокуратура еще выясняет, не являются ли ее работы источником религиозной ненависти. Саму художницу и Виктора Бондаренко уже вызывали на допросы, которые, как они оба заверяют, проводились в деловой и вежливой атмосфере. Евгения Мальцева подчеркнула, что она не занимается политическим искусством и не хочет оскорблять религиозных чувств других людей. Она всего лишь изображает драму своей страны с помощью своего, то есть, визуального языка. Однако архимандрит Тихон, возглавляющий Совет по культуре при Патриархе Кирилле и считающийся духовником президента Путина, уже назвал эти картины «циничным актом террора, направленным против русской культуры».

Тем временем, три участницы группы «Pussy Riot» готовятся к отбыванию наказания в исправительной колонии. Марк Фейгин, один из их адвокатов, уже покупает для них одежду черного цвета и такое же белье, так как другие цвета в зоне запрещены. Если 10 октября апелляция будет отклонена и приговор вступит в силу, то Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич будут направлены, судя по всему, в женские тюрьмы в Можайске, Орле и Мордовии. Поскольку президент Путин в воскресенье, в день своего 60-летия, заявил, что вынесенный приговор является справедливым, то вероятность его смягчения практически исключена. При этом, не принимается в расчет и то, что Мария Алехина являлась членом православной молодежной организации «Даниловцы» и ухаживала за психически больными детьми, а Екатерина Самуцевич вообще не принимала участия в танцах перед алтарем. Этим девушкам должно быть ясно, сказал Путин, что нельзя подрывать основы морали. Участники трехтысячного митинга работников концерна по производству удобрений «Тольяттиазот» предложили взять на работу и на перевоспитание этих заблудших столичных жительниц после отбывания ими тюремного срока — для того, чтобы сделать из них хороших матерей, достойных христианок и полноценных членов общества, а руководитель предприятия Евгений Королев целиком и полностью поддержал это предложение.

[1] Ошибка. Ред. РДВ.

Оригинальный текст: Керстин Хольм
Источник: Frankfurter Allgemeine
Пересказ: InoSmi

[версия для печати]