общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

НЕ СОВСЕМ РУССКИЕ ИЛИ ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ

Тема: выставка «россия для всех»

рецензия

« вернуться к списку

В МАММ открывается выставка художника Дмитрия Гутова «Россия для всех». Слово «выставка» тут, впрочем, не очень правильно. Скорее это — общественно-просветительский проект, задуманный Гутовым совместно с предпринимателем и коллекционером Виктором Бондаренко и осуществленный при помощи фондов Ельцина и Гайдара. (Выставка «Россия для всех» является частью одноимённого общественного движения, инициатором которого выступает В. Бондаренко. Прим. РДВ.)

Отталкиваются создатели от популярного националистического лозунга «Россия для русских», а датой московского открытия выбран пустоватый праздник 4 ноября — непонятный День народного единства, который Гутов и Бондаренко хотят наполнить новым смыслом. Суть в том, что множество фигур, на которых в той или иной степени строится российская идентичность,— не совсем русские. Святой князь Андрей Боголюбский — наполовину половец, а Александр Невский — на четверть осетин. Феофан Грек — как известно, грек, а Пушкин — арап. Екатерина II — немка, а генерал Багратион — грузин. Композитор Дунаевский — еврей, композитор Шостакович — поляк, и даже певец Цой — кореец. Упорядочившие могучий русский язык Даль и Розенталь: один — датчанин, другой — еврей. А если идти совсем уж далеко, Богоматерь — тоже еврейка.

Собственно, на картинах Гутова все это написано прямым текстом, больше ничего там нет. Иногда это похоже на мемориальную доску, иногда — на афишу выступления, но чаще всего — на хулиганскую заборную надпись. То есть берется формула вроде «Ванька — жид» и получает совсем новый смысл: Ванька — жид, и не только ему, но и нам надо этим гордиться.

Весь этот проект построен на таких перевертышах, отрицании отрицания (стоит заметить: Гутов — один из самых последовательных марксистов в современном русском искусстве). Для этого художника такое переворачивание — любимое занятие. Можно вспомнить один из самых известных его проектов, в котором искореженные заборные ограды из ржавого железа под определенным углом превращались в объемные репродукции рисунков Рембрандта. Но тут из культурной области этот жест переводится в буквально политическую.

При этом «Россия для всех» — проект не московский. Летом его премьера прошла в Твери, потом он побывал в Перми, Нижнем Новгороде, из Москвы отправится в Петербург, в каждом городе вокруг выставки происходят посвященные вопросам толерантности и национализма круглые столы. То есть такая почти передвижническая активность: арт-проект путешествует по городам, пытаясь скорее не привить жителям вкус к искусству, а создать некоторое поле публичной дискуссии. Вполне вероятно, что небезуспешно.

Текст: Игорь Гулин
Источник: журнал «Коммерсантъ Weekend», №41 (3637), 28.10.2011

[версия для печати]