общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

ЧТО В ДУШЕ У МЕЦЕНАТА «ДУХОВНОЙ БРАНИ»

Тема: современное искусство

рецензия

« вернуться к списку

Скандальная известность группы Pussy Riot явилась в новом обличье: на «кощуницах» стали пиариться. Подмастерья культуры, мечтающие выделиться из толпы, поняли, что сегодня достаточно надеть или нарисовать балаклаву — и ты автоматом становишься всероссийской знаменитостью. А, если повезет, зацепишь и мировую славу.

Ну кто, скажите, еще неделю назад слышал о молодой художнице из Ижевска Евгении Мальцевой? Всеми силами пытаясь привлечь к себе внимание, живописала она мясистые мужские задницы и фаллосы, поднимаемые на канатах. Естественно, проку было с гулькин нос: таких креативных творцов пруд пруди в современном искусстве. Томилась бы Мальцева и дальше в своей маскулинной безвестности, если бы не гениальная идея попиариться за счет скандальной группы.

Выставка «Духовная брань» в галерее Марата Гельмана на «Винзаводе» только открылась, а шума уже на всю Москву. Еще бы, художница напялила балаклавы на Христа и Троицу! «Новые русские святые» из Рussy Riot смотрят на нас через прорези своих шапок. Для истинно верующих — запредельное святотатство. Для продвинутых критиков-интеллектуалов — иконы XXI века, актуальное творческое развитие древних традиций. В общем, умерла певица голых задниц Мальцева — родился иконоПИСЕЦ.

С художницей все понятно: ее кистью водила жажда славы в дистиллированном виде. К Марату Гельману тоже вопросов не возникает. Галерист, всегда ставящий на скандал и эпатаж достопочтенной публики, грамотно не приехал на открытие выставки, предоставив отдуваться руководству «Винзавода». Но что двигало автором идеи цикла, богачом и знатоком иконописи Виктором Бондаренко? Человеком, собравшим одну из самых значительных коллекций православной иконы в мире, не жалеющим денег на лучших специалистов для атрибуции своего уникального собрания? С великой любовью изданный им фолиант «...И по плодам узнается древо» — лучшая книга по иконописи, которую мне приходилось держать в руках. Бондаренко не любит икону — он ею живет. И этот подвижник — а иначе его не назовешь! — вдохновил художницу (и профинансировал, надо полагать) на... ну, мягко говоря, издевательство над делом своей жизни. Самое загадочное в этой истории: что в душе мецената? Действительно верит, что черные доски Евгении Мальцевой — не банальная спекуляция на скандальной теме Pussy Riot , а новое слово в иконописи — великом, но, увы, давно мертвом искусстве? И что сказать это новое слово суждено именно ему, Виктору Бондаренко?..

Как и рассчитывали организаторы, открытие выставки, не без умысла приуроченное к одному из великих церковных праздников — Рождеству Богородицы, не обошлось без курьеза. Для борьбы с лже-иконами на «Винзавод» прибыл боевой отряд рьяных казаков — такая же редкость в Москве, как сонм святых в балаклавах. Произошла символическая встреча двух команд: одни паразитируют на богохульстве, другие делают себе имя и деньги на мантрах о вечных православных ценностях. Противники для виду попихались и разошлись, вполне довольные друг другом. Ведь для грамотного пиара война необходима. Ну хотя бы просто войнушка.

Текст: Александр Лосото
Источник: Вечерняя Москва

[версия для печати]