общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

Р. БАГДАСАРОВ: СТРОГИХ КАНОНОВ В ИКОНОПИСИ НЕТ

Тема: современное искусство

репортаж

« вернуться к списку

Всего было представлено 8 работ, 3 из которых были иконами, 1 — антиикона с изображени антихриста и еще 4 картины в поддержку Pussy Riot, на которых были изображены образы в балаклавах.

Незадолго до открытия выставки группа казаков и православных активистов заблокировали вход на нее. Они заявили, что их чувства верующих оскорблены, стали скандировать «Либеральный фашизм не пройдет» и «Христос Воскресе!» Также открытие скандальной выставки сопровождало пение православных песен под гитару и несколько драк.

Сопредседатель движения «Народный собор» Олег Кассин рассказал «МК», что пришел посмотреть выставку собственными глазами, чтобы решить — оскорбляет ли она чувства верующих и в случае чего направить заявление на ее организаторов в соответствующие органы. Он заметил, что на его счету есть уже один процесс против Сахаровского центра.

После того, как активисты отказались расходиться, полиция перекрыла ворота Винзавода и провела несколько задержаний. Православные активисты отправлялись в автозаки с криками «Христос Воскрес!»

Пока на улице шли столкновения, организаторы выставки забаррикадировались. Предварительно занавесив изображение антииконы- антихриста, находившееся в зале, ритуал освящения трех икон провел заштатный священник Роман Зайцев.

Сама художница Елена к открытию выставки явно очень спешила — закончила писать только в 2 часа ночи, и масляные картины еще не высохли. По ее словам, иконы она писала еще задолго до истории с Pussy Riot, но этот поступок девушек послужил толчком для ее творчества, произошла «какая-то рефлексия и переосмысление». Саму акцию в храме художница оценивает как «выплеск правды и вскрывание язв». «В феврале 2012 года произошла революция ментальная, духовная», — считает Мальцева.

Свой стиль она определила как реалистичный экспрессионизм, сказала, что верующая и во время создания икон «пропускает Христа через себя» и не понимает, почему так беспокоится православные активисты. Она добавила, что консультировалась со священниками и с архиепископами, и никто из них не нашел чего- то кощунственного в ее работах.

Коллекционер древнерусской живописи Виктор Бондаренко (эта выставка — его идея) рассказал, что собирая коллекцию икон, убедился, что Русская православная церковь вплоть до революции нормально воспринимала все новые течения и стили в искусстве, и образ Иисуса Христа не раз менялся со временем, в зависимости от того, как его видел тот или иной художник.

На выставку он принес с собой конституцию, сказав, что церковь и верующие должны находиться у себя в храме, а мы живем в светском государстве.

Религиовед и историк Роман Багдасаров высказал мнение, что «художники часто хотят оживить современное церковное искусство, так как начиная с 1917 года оно не развивалось, а оживить искусство можно только такими революционными шагами.

Каких- либо строгих канонов и правил написания икон нет. Основные пожелания основополагающего Никейского собора заключались в том, что иконы должны быть натуралистичными, живыми. Поместный церковный собор перед приходом к власти большевиков вообще запретил размножать иконы типографским способом. Сейчас этот наказ успешно не исполняется.

На протяжении веков крупнейшие художники изображали Бога, создавая иконы индивидуальным творческим методом. В России есть иконы любых стилей до 1917 года, кроме современных.

Почему из церкви ушел дух творчества? Очень просто — церковь не свободна, не существует преемственности церковного сознания, за духовную жизнь выдаются картонки, эрзацы. Мы только и делаем, что используем опыт предшественников. А что мы передадим потомкам? Софринские бумажки?»

Текст: Юлия Чернухина
Источник: МК

[версия для печати]