общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

ПРОТОИЕРЕЙ ИЛЬЯШЕНКО: «ДРЕМУЧЕЕ СОСТОЯНИЕ ПОМРАЧЕННОЙ ГРЕХОМ ДУШИ ХУДОЖНИЦЫ»

Тема: религия

интервью

« вернуться к списку

20 сентября в «Гельман-галерее» в московском центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка Евгении Мальцевой «Духовная брань». Автор и организаторы выставки называют экспонаты «актуальными иконами» и утверждают, что их вдохновили участницы панк-группы «Pussy Riot».

На ряде картин, в том числе и имитирующих священные изображения, действительно можно увидеть лица в масках-балаклавах, подобных тем, в которых «выступали» исполнительницы печально известного «панк-молебна» в храме Христа Спасителя.

На открытие выставки на «Винзавод» пришли казаки и православные активисты, расценившие экспонаты и замысел авторов как кощунство. Их целью было заблокировать вход в галерею. Сорвать мероприятие не удалось, но вход на «Винзавод» пришлось перекрыть, вокруг были зафиксированы драки и беспорядки, в результате нескольких православных задержала полиция.

Является ли подобная реакция на современное культурное явление для христианина допустимой? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре.

На современное бескультурное явление христианин может реагировать по-разному. Одна модель поведения может быть проиллюстрирована известной басней про слона и моську. Мало ли какие моськи-пуськи лают на Церковь. Верующие имеют полное право считать, что обращать внимание на такие проявления жизни ниже их достоинства.

Другой подход, вполне совместимый с первым: нам нужно очень активно и на самом высоком профессиональном уровне раскрывать перед нашим народом, как верующим, так и неверующим, основы православного вероучения, в том числе рассказывать, что такое икона, как к ней относиться, ее историю, традиции и, главное, что, обращаясь к иконе, воздавая честь образу, мы обращаемся к Первообразу.

Поэтому кощунство перед иконой — это пренебрежение к тому, кто на ней изображен. Люди должны понимать, что Бог поругаем не бывает. Мне отмщение, Аз воздам, — говорит Господь. На тех, кто кощунствует и соблазняет окружающих, лежит очень тяжелый грех.

Есть и третий путь — пытаться блокировать такие мероприятия, заявлять свой протест явным образом. Боюсь, что на этом пути минусы могут перевесить плюсы, потому что привлекать внимание к этим ничтожествам, мне кажется, хуже, чем если бы несколько человек пришли на эту выставку, увидели, что это пустота и бездарность, плюнули бы и ушли. «Троица» Андрея Рублева живет уже 600 лет. Люди перед ней стоят и молятся, а это псевдоискусство как возникло, так и исчезнет.

Да, конечно, такая экспозиция возмутительна, безобразна и просто глупа. В каждом произведении искусства проявляется душа того, кто его сотворил. В «Троице» Андрея Рублева — удивительная чистота и святость его души. А в этих произведениях дремучее состояние помраченной грехом души этой — не знаю, будет ли точно назвать эту женщину художницей.

Мне кажется, первые две реакции предпочтительнее. Мы должны очень тщательно и взвешенно продумывать последствия наших действий. Очевидно, что выставка «Духовная брань» — это провокация. Очевидно, что ее организаторам нужно, чтобы на них реагировали — тогда они будут кричать еще громче и устраивать следующую провокацию. Вот поэтому и нечего привлекать к ним внимание. Мы покажем, что это ниже достоинства верующего человека. Дразнить того, кто не реагирует, неинтересно, и провокации постепенно сойдут на нет.

А вот воспитывать у людей художественный вкус, знакомить их с достижениями мировой культуры необходимо. Сейчас для этого есть все возможности, в первую очередь благодаря интернету. Но наша деятельность в этом направлении должна быть не ответом на подобные проявления на самом деле полного бескультурья, а постоянной творческой, созидательной, просветительской и миссионерской работой.

Текст: Мария Сеньчукова
Фото: Анатолий Данилов
Источник: Православие и мир

[версия для печати]