общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

РОМАН ЛУНКИН: АНТИЦЕРКОВНАЯ КАМПАНИЯ ВСЕ-ТАКИ НАЧАЛАСЬ

Тема: религия

пост в блоге

« вернуться к списку

Похоже, что антицерковная кампания, которой так долго говорили, все же действительно началась, но только не так заметно и явно и немного в другом составе главных ее участников.

Впервые митинг оппозиции, прошедший 15 сентября, был откровенно антирелигиозным — прямо у сцены красовалась надпись «Нет религиозному мракобесию», был целый ряд плакатов, говорящих о том, что всякая религия — это ложь и опиум для народа. Балаклавы с прорезями стали символом не просто антипутинского перформанса, они становятся символом борьбы с Православной церковью. Слова о милосердии и призывы к духовенству уходят на второй план. Игра на глумливых антирелигиозных чувствах активной части общества, особенно, молодежи, является главной ошибкой оппозиции. Независимо от того, кто проводил митинг — религия — опиум для народа — это лозунг-клеймо на всех от Навального до Немцова и Рыжкова.

16 сентября была проведена конференция о Реформации в РПЦ, но ее организаторами стали не представители Церкви и не духовенство, а политтехнолог Станислав Белковский, а также предприниматель Виктор Бондаренко, один из спонсоров этого движения и, скорее всего, мероприятия. Бондаренко — человек в целом искренний и увлеченный, но его мировоззрение построено на принципиальном осознании того, что Русская православная церковь для России — это зло, православие — наносит вред и тормозит развитие страны. От РПЦ и православия, от патриархии надо избавиться, а все имущество либо в музейные экспонаты, либо на свалку, либо, наверное, разделить на всех поровну.

Спорить с этим бесполезно, логику искать бессмысленно, это сказочное сюрреалистичное сознание (также как вспышки яркого мистического бреда у Станислава Белковского). Судя по отзывам с этой конференции, некоторые ее участники были даже возмущены постоянным провозглашением организаторами Церкви как какой-то фирмы, которую осталось лишь формально признать банкротом. Однако было поздно — все смешалось в этом театре абсурда.

Стоит ли говорить о том, что реформацию делают миссионеры с пылающим сердцем, о чем писал богослов Сергей Худиев на портале «Православие и мир», а не те, кто хотят от Церкви избавиться... или загнать ее из Храма Христа Спасителя обратно в Елоховский собор, а освободившееся имущество пустить на бассейны и новые станции метро. Но такого рода размышления богословов звучат впустую, потому что вообще звучат на другом языке.

Наконец, выставка «Духовная брань» на Винзаводе. Хотя она и вызвала возмущение казачества, но после выставки «Осторожно, религия!» такие события воспринимаются, как нечто почти обыденное. И очень зря. Художники и организаторы выставки «Осторожно, религия!» Ерофеев и Самодуров — младенцы с чистыми помыслами по сравнению с «Духовной бранью». Ерофеев и Самодуров говорили о чем-то вполне естественном (хотя и спорном) — художник осознает мир по-своему и выражает стереотипы, в том числе религиозные, в затрагивая иногда чувства верующих. В целом это нормально.

У «Духовной брани» — одна из целей показать «настоящее» церковное искусство, сделать реформацию с помощью провокации. Продюсер выставки — тот же Виктор Бондаренко. Сподвижник Бондаренко Роман Багдасаров на телеканале «Дождь» объяснял про восприятие икон в Византии и о том, что они актуализируют икону, чуть ли не так, как это было в древности.

Я не сторонник конспирологических теорий в отношении кампании вокруг акции в Храме Христа Спасителя, она не нанесла в реальности уж очень большого урона Церкви. Реформация в стиле «белковской пропаганды» — маргинальна, чрезвычайно ограничена, но реально настроена на то, что называлось патриархом Кириллом «антицерковной пропагандой».

В 1920-е годы идеи обновления в Русской Церкви были дискредитированы связью обновленческого движения с ОГПУ и затем с НКВД, «реформаторов» использовали для уничтожения «устаревшей Церкви, которая была связана с ненавистным царизмом». История повторяется как яркий театральный, бесстыдный как раздевание мощей политехнологический фарс.

От редакции «Россия для всех»: Религиовед Роман Лункин, будучи теоретиком, рассматривает РПЦ МП как самодостаточную структуру, не понимая, что она была создана как часть сталинской государственной машины и органически не способна к самостоятельному функционированию. Следовательно, реформация РПЦ МП может быть осуществлена лишь со стороны государства.

Текст: Роман Лункин
Источник: Эхо Москвы

[версия для печати]