общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

МОЛЕБЕН ПРОТИВ МРАКОБЕСИЯ: КАК, ГДЕ И ПОЧЕМУ ОН СОСТОЯЛСЯ

Тема: государственное сознание

информация

« вернуться к списку

Молебен в защиту Конституции РФ планировался нами накануне инаугурации новоизбранного Президента ещё до выборов 4 марта. Мы хотели напомнить Гаранту о том, что его первейшая обязанность защищать основы конституционного строя.

Почему молебен? Это обращение к силам, превышающим человеческие возможности, и оно выражает крайнюю степень тревоги за законность в нашей стране. Такая форма свидетельствует об исчерпанности обычных методов гражданского действия. Это попытка найти резервные способы повлиять на ситуацию. Вот почему, хотя молебен в защиту Конституции проводился как часть канонической службы, он имел внеконфессиональный характер, так же как молитва «о богохранимей стране российской, властех и воинстве».

Ближе к намеченной дате стало ясно, что к молитве о защите Конституции следует присоединить молитву против невежества и его крайней, агрессивной формы — мракобесия. После акции группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя клерикалы начали откровенно попирать принцип светскости государства, требуя средневековой расправы над тремя задержанными феминистками — Екатериной Самуцевич, Марией Алёхиной и Надеждой Толоконниковой. Попытка «Солидарности» провести молебен в их защиту в ХХС 29 апреля была сорвана силовыми структурами и православными фанатиками. В то же время, инициатор молебна Роман Доброхотов продемонстрировал, что плохо понимает, как и для чего проводятся молебны в христианских храмах.

Поэтому мы решили провести в некотором смысле эталонное мероприятие, где сочеталось бы следование древним каноническим формам с актуальным гражданским мессаджем. Несмотря на неудобства, связанные с ограничениями передвижения в районе Китай-города, мы оставили прежним место проведения молебна, указанное в Facebook-мероприятии. Памятник братьям Лихудам в Богоявленском переулке чётко маркирует начало процесса просвещения в России, место основания первого вуза в Москве — Славяно-греко-латинской академии в конце XVII века. В то же время, Казанский собор на Красной площади является не менее (а в чём-то и более) значимым и священным местом в нашей истории, чем ХХС.

Как указано в приглашении на молебен, мы обращаемся к святым, прославленным Церковью как просветители, чья деятельность способствовала утверждению человеческого достоинства, а также поминаем усопших борцов за просвещение, конституционализм и гражданские свободы. На обращённом к Спасу Всемилостивому водосвятном молебне мы также молимся о здравии Екатерины, Марии и Надежды, трёх молодых женщин, удерживаемых после акции Pussy Riot. Для молебна основатель движения РДВ, В. А. Бондаренко предоставил икону «Спаса Вседержителя на престоле» («Царь царем Господь господем») 1736 года из своей коллекции.

Собор Богоявленского монастыря, находящийся сразу за памятником Лихудам оказался закрыт на период празднично-инаугурационных торжеств. Таким образом, светские мероприятия воспрепятствовали проведению воскресной литургии, что, по идее, должно было шокировать прихожан этого храма. С другой стороны, считать, что проведение литургии, где совершается евхаристия (таинство божественной любви), может чем-то нарушить порядок на 7 и 9 мая, очень странно для действующих властей, всячески подчёркивающих свой пиетет перед православием. Так же было объявлено об отмене воскресных богослужений и в других храмах в районе Красной площади.

Отметив про себя эту странность, мы нашли следующую возможность: отслужить молебен и панихиду в Казанском соборе, но не после поздней литургии, как было объявлено в Facebook (её отменили), а после ранней. Для тех людей, которые смогут собраться у памятника Лихудам в 10 часов мы заказали молебен с водосвятием и панихиду в Спасском соборе Заиконоспасского монастыря, куда планировали перенести свою икону из Казанского.

Замена Богоявленского собора на Спасский укладывалось в символический ряд. Открывшись в Богоявленском монастыре, академия Лихудов переместилась в 1687 году в Заиконоспасскую обитель, находившуюся рядом. Собор посвящён Спасу, кому был посвящён и молебен в защиту Конституции. Кроме того, Заиконоспасский монастырь — ставропигиальный, т. е. находящийся под управлением патриарха московского и всея Руси, что было важно в случае молитвы о здравии узниц совести, освобождение которых напрямую связано с ходатайством об их помиловании, которое мог бы подписать патриарх при желании.

 Помолившись о здравии Екатерины, Марии и Надежды в храме, находящимся под управлением патриарха, нам хотелось бы дать ему нужный пример для подражания в христианской добродетели, проводоником которой он должен, по идее, выступать. Также, накануне нами было заказано поминовении о здравии узниц совести за проскомидией в ХХС, что является (согласно православному верованию) наиболее сильным средством в соборной молитве за человека. Во время проскомидии за имена поминаемых священник изымает из просфоры частицы, которые опускает в потир с вином, где они пресуществляются в Тело и Кровь Христову и потребляются причастникам за литургией. Таким образом поминаемые становятся неотъемлемой частью Церкви Христовой.

К сожалению, путь к Казанскому собору оказался перекрыт и молебен там был отслужен без нашего участия. В Заиконоспасском монастыре нами была положена на аналой икона Спаса для молебна перед началом утренней службы. На литургии присутствовали участники движения и те, кто направлялись в собор организаторами от памятника Лихудам. В конце литургии в храм прибыли представители силовых структур, вероятно, получившие информацию о готовящемся молебне. Они не посмели прервать его, но вытолкали из храма тех участников молебна, кто казался им подозрительными: Лену Хейдиз, Романа Багдасарова и Виктора Рибаса.

Хотя вход в храм по распоряжению службистов был перекрыт, а координатор движения РДВ Мария Баронова принудительно доставлена в ОВД Китай-города, молебен всё-таки состоялся. На нём продолжала присутствовать оставшаяся часть устроителей. После молебна мы торжественно вынесли икону и проследовали с ней до ОВД Китай-города, где потребовали освобождения Марии и ушли оттуда вместе. Молебен в Казанском соборе и литургическое поминовение в Храме Христа Спасителя также состоялись.

Этим актом мы выражаем своё понимание подвига юродства Христа ради, взятого на себя тремя феминистками и молимся об их скорейшем освобождении. Также мы призываем всех христиан к еженедельному поминовению Екатерины, Марии и Надежды в тех храмах, которые они посещают — за литургией, во время молебна и вне храма, частным образом.

Сообщаем, на всякий случай, что такой способ молитвенной поддержки не противоречит канону, не выходит за рамки рядовых богослужений. Екатерина, Мария и Надежда являются христианками, Церковь не налагала на узниц никаких прещений (дисциплинарных наказаний в рамках церковного права), не отлучала их от евхаристического общения.

Узницы совести должны быть освобождены.

За светское общество. Нет мракобесию. Богородица, Конституцию защити!

[версия для печати]