общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

ЦВЕТЫ КУЛЬТА

Тема: светское государство

обзор

« вернуться к списку

В суровые 1920-е философ, священник и естествоиспытатель Павел Флоренский (1882-1937) имел ещё досуг, чтобы сравнивать культуру и культ. Если слово «культура» среди большевиков воспринималось «на позитиве», то вот со словом «культ» было связано всё самое вредное для рабоче-крестьянской власти. Разве, что к организации «Пролеткульт» отношение было положительным... Тем не менее, будучи философом, а не попугаем, Флоренский проявлял в своих суждениях о культуре и культе завидную объективность. Он стремился подняться «над схваткой» и это у него получалось.

Вот, что писал, к примеру, о. Павел: «В XIV-XV веках и жизнь культурная, и жизнь церковная исходили из одного центра... далее — к XVII в., начинается их... отщепление друг от друга, а отщепившись — вступают в борьбу, и каждая сторона старается уничтожить другую, вобрав ее в себя и растворив в себе, сперва Церковь культуру (XVI-XVII вв.), потом культура Церковь (XVII-XVIII вв.)... Церковь и культура стали соперничающими... сторонами жизни, из которых каждая признает себя реальностью, а другое — своим зеркальным мнимым отражением. Если полно одно, то пусто другое».

В другом месте Флоренский рассуждает о том, что «культ есть бутон культуры», но бутон не есть цветок. Цветок появляется из бутона, а не вместе с ним — это невыполнимо. Причём, как заметил искусствовед Александр Панов, цветок может получиться кривым, косым, горбатым, и бутон не виноват: в какой-то мере это два самодостаточных явления.

Опираясь на эти максимы, интересно взглянуть на отношения культуры и культа в советском-российском православии последних десятилетий XX — начале XXI века. Ведь если в эпоху Возрождения культура распустилась из бутона культа, то на глазах старших поколений у нас в стране шёл обратный процесс. Православный культ (таким, каким он проявляет себя здесь и сейчас) вырос и оформился из завязи советской культуры.

Люди, ставшие епископами, священниками и далее по списку не упали на грешную землю с Венеры, а выросли из той же самой советской среды, где показывали мультфильмы «Ну, погоди!» и выпускали книжки про пламенных революционеров. Становясь верующими, принимая саны, они, в большинстве своём, остались теми же комсомольцами, просто поменяли старый «минус» на новый «плюс», и наоборот.

Ярким примером такого перелицовывания является серия книг о русской истории, написанная от лица покойного митрополита Иоанна (Снычева), отбывающим ныне тюремный срок, Константином Душеновым. Душенов взял советские вузовские учебники и переписал их, руководствуясь нехитрым методом: если что-то вызывало у красных историков осуждение, то у него это, как правило, преподносилось как самое правильное и приемлемое для православия.

Деление на «красных» и «белых», «наших» и «фашистов» есть несмываемое тавро совкового менталитета. Избавиться от него гораздо труднее, чем поменять местами крест с партбилетом. Глядя на инициативы, проявляемые в последние годы некоторыми архиереями, невольно вспоминаешь парткомовский стайл, преждевременно похороненный... Чем больше распускается цветок культа, тем откровеннее противопоставляет он себя бутону культуры.

Вот митрополит Новосибирский и Бердский Тихон уже без всякого стеснения требует закрыть выставку эротических гравюр Пабло Пикассо «Искушение», экспонируемую в краеведческом музее города. Для него мастерство и мировая слава Пикассо не значат ничего, а работы художника это просто «все виды извращения». Заметим, между прочим, что Пикассо был одним из немногих авангардистов, включённых в «святцы» советского искусствоведения. Знаменательно и то, чем предложил заменить вредоносные гравюры владыка – панорамами Бородинского сражения. То есть лозунг «Make love, not war» перевёрнут им ровно на 180 градусов.

Владыка Тихон отчитывает областного министра культуры Наталью Ярославцеву и новосибирского мэра Владимира Городецкого так, как будто они служат клириками в его епархии. А может, и правда служат?.. Во всяком случае, единственным, кто нашёл в себе силы возразить митрополиту стала московская компания «Артгит», ответственная за прокат выставки по России. Организаторы показа опровергли домыслы о том, что выставку посещают школьники, которых, якобы, везут туда автобусами, и напомнили вл. Тихону о существовании 9-й заповеди «Не лжесвидетельствуй». После этого со стороны епархии последовало «отступное» заявление: мол, владыка выставку закрыть не призывал...

Кстати, о школе. Земля, куда шагнула нога православного священнослужителя, становится оплотом веры и уступка гражданскому обществу приравнивается к отступничеству. Как следовало ожидать, «Основы религиозных культур и светской этики», которые начнут преподавать в классах с 1 сентября, стали «троянским конём», с помощью которого религия окончательно въехала в светскую школу и выставить её за порог теперь будет архисложно.

Слово — митрополиту Ростовскому и Черкасскому Меркурию: «Главной задачей синодального и епархиальных отделов религиозного образования до нового учебного года является выстраивание этой работы с каждой конкретной школой по всей стране... сейчас есть возможность с участием религиозных организаций последовательно работать над расширением преподавания по всем ступеням обучения, запланировать и поэтапно реализовать соответствующие меры... Для нас принципиально важно участвовать в этой работе, поскольку, как я уже сказал, мы имеем четкое видение того, что надо делать. А опасения в этом отношении остаются, поскольку и сегодня периодически проявляется неконструктивная позиция против свободного, по выбору преподавания религиозных культур. Уточню, что подобные предложения слить все предметы в какой-то один религиоведческий курс или вообще растворить в других предметах категорически неприемлемы и не будут нами даже обсуждаться».

В приведённой цитате настораживают две вещи. Во-первых, лёгкость с какой канцелярский диалект компартии перекочевал в уста духовного наставника. Во-вторых, властная, не терпящая возражений интонация. «...категорически неприемлемы и не будут нами даже обсуждаться». Православные священнослужители не просто пришли в школу. Они желают быть главными.

И это не предел. Некоторые представители церкви хотели бы не только диктовать свои правила в области образования и культуры, но писать законы для светского государства. Вот, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, заявляет, что арестованные участницы группы «Pussy Riot», «заслуживают общественного порицания и штрафа, и все», а «уголовное дело по этой части и содержание под стражей... выходит за рамки разумного». Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин сразу парирует: «Очевидно, что государство должно сделать все для того, чтобы подобного рода акции больше никогда и нигде не повторились».

Здесь тот же знакомый почерк КПСС. Ведь компартия в каждой области жизни советского общества считалась главным специалистом. Только принадлежность к партии гарантировала открытия учёным, правосудие юристам, вдохновение художникам. Теперь на место коммунистов заступили представители православной церкви. Интересно, это официальная линия РПЦ, или речь идёт о «перегибах на местах»?

[версия для печати]