общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

МОЛЧАНИЕ ВАЛЕРИЯ ЗОРЬКИНА

Тема: выборы

дискуссия

« вернуться к списку

На радио «Эхо Москвы» Андрей Илларионов дал очередной комментарий, касающийся конституционного барьера для третьего президентского срока (см. с 18:31 до 26:57). По ходу своего комментария, А. Илларионов упоминает ряд документов и фактов, ссылки на которые мы приводим ниже.

Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. №134-О

По делу о толковании статьи 81 (часть 3)

Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает.

Следующий документ:

Определение Верховного cуда Российской Федерации от 25 сентября 2001 г. №74-Г01-34

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации... установила:

...следует признать, что положение ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия), установившее запрет на избрание одного и того же лица на должность Президента Республики более двух раз, не противоречило и не противоречит законодательству Российской Федерации, в связи с чем сохраняет юридическую силу.
 Более того, такое регулирование соответствует принципиальным положениям, определяющим на федеральном уровне избрание главы государства. Так, запрет на избрание одного и того же лица Президентом РСФСР более двух раз был установлен ст. 121.2 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 24 мая 1991 г.), а Президента РФ — ст. 81 ныне действующей Конституции РФ...

Судебная коллегия исходит из того, что основополагающим является отсутствие указания в оспариваемом положении Конституции Республики Саха (Якутия) именно слова подряд. Слова «не может избираться более двух сроков» используются Судебной коллегией как один из возможных вариантов использования словосочетания со словом подряд, что не исключает возможности использования законодателем иного словосочетания с указанным словом (в том числе и содержащегося в ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) положения о запрете избираться Президентом Республики более двух раз), не меняющего сути правовой нормы...

Кроме того, упоминается комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева) 2009 года.

Авторы комментария:
 Зорькин В. Д. — заслуженный юрист Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
, Лазарев Л. В. —заслуженный юрист Российской Федерации, начальник Управления конституционного права Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 81, часть 3.
 Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе «советской») государственности, так и опыт зарубежных стран...

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как «первого» должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы — палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 ст. 81 Конституции служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89)...

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может.

Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент — Б. Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 №134-О*(953)).

Комментарий другого правоведа приведён в статье Д. Жукова, опубликованной на нашем сайте.

А что же гарант конституционного правосудия? Валерий Зорькин?
Он готов рассуждать о событиях в Ливии, «где «победа демократической революции» привела к уничтожению ливийской государственности, о неправовом вмешательстве в дела Сирии, а также задавать коварные вопросы. Например, готовы ли лидеры оппозиции «признать собственную страну полностью лишенной властно-политической легитимности и, значит, государственного суверенитета?»

Но кто лишает страну властно-политической легитимности и суверенитета, что должны признать, либо не признавать лидеры оппозиции? Об этом В. Зорькин умалчивает. Как ни крути, три срока не подряд — больше, чем два срока подряд.

[версия для печати]