общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

РАВНЕНИЕ НА ИРАН?

Тема: светское государство

дискуссия

« вернуться к списку

Существует два ряда цифр, описывающих уровень религиозности в России. Один уровень это данные опросов ВЦИОМ, согласно которым (последний проводился в 2010 году), в стране 75% православных, 5% мусульман и примерно по 1% (больше или меньше) — протестантов, иудеев, буддистов и католиков. Этот уровень цифр позволяет православным проповедникам утверждать, что большинство жителей в РФ являются православными.

Другой уровень даёт анализ посещаемости богослужений на Рождество. Подобный анализ был проведён блогером tapirr, использовавшим данные Департамента охраны общественного порядка МВД. По этим данным Рождественское богослужение 2009 года посетили 2,1 млн. человек, что составило 1,468% от общего числа населения (по данным ВЦИОМ за 2009 год к православным отнесло себя 70% населения).

Разница между практикующими (воцерковлёнными) православными и номинальными составляет, огрубляя, 65%. Что это за цифра и о чём она говорит? 65% это люди, которым нравится отождествлять себя с православной традицией, хотя они не имеют о ней никакого серьёзного представления. Почему так? Когда человек получает серьёзный опыт пребывания в религиозной традиции, то он либо становится её настоящим адептом (т. е. входит в 1,5%), либо не станет больше себя причислять к её сторонникам.

Вероятно потому очень многие номинально-православные инстинктивно избегают глубокого участия в церковной жизни, а воцерковлённые люди в большинстве своём избегают принятия священного сана. «Лучше не пытайся стать священником, деточка, а то быстро превратишься в неверующего», — наставлял старец одного моего знакомого, стремившегося к получению сана иерея. Получив желаемое, знакомый в неверующего не превратился, но его мнение о церковной организации кардинально поменялось. В худшую сторону.

Вернёмся к 65%. Что из себя представляет «большинство», на которое постоянно ссылаются представители РПЦ, когда требуют нечто от общества или правительства? Это люди невежественные в вопросах веры, плохо разбирающиеся в устройстве церковной организации, однако готовые даже на этих условиях отождествлять свои интересы с её интересами. Контингент, идеальный для манипуляций. В отличие от реально воцерковлённых людей, эти «православные» заранее согласны практически с любыми инициативами, если те будут совершаться «во имя и во благо» православия.

В принципе, именно они, а не православные миряне (которые могут расходиться и очень часто расходятся во мнении с епископатом) являются реальной опорой для клерикализации России, которая — будем откровенны — происходит уже давно.

С телеэкранов и газетных полос мы слышим стройный хор православных священнослужителей (изредка дополняемый подголосьем некоторых имамов и ребе), который вещает о том, как следует скромно одеваться дамам, что кушать в пост, какие фильмы не смотреть, за кого голосовать на выборах и на какие митинги ходить. Вместо того, чтобы расходовать бюджет на профессиональную армию, Минобороны тратит деньги на подготовку капелланов-десантников, «авиадесантируемые православные храмы» и прочую религиозную атрибутику на суше, в воздухе и на море.

Критика в адрес «традиционных конфессий» (прежде всего, РПЦ) уже давно по умолчанию не допускается в центральных СМИ. Однако последние события с арестом группы Pussy Riot показывают, что и этого мало. Неизвестные лица, использующие, правда, вполне официальные структуры Московской Патриархии, требуют привлечь к уголовной (!) ответственности журналистов, «кощунственно» с их точки зрения подающих эти события.

С сентября 2012 года будет повсеместно введен обязательный для изучения в 4-м классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который (в своих религиозных модификациях) отнюдь не является нейтральным религиоведением, а самым настоящим катехизисом. Параллельно пересматривается законодательство. Действующее сегодня законодательство запрещает открывать в детских домах и интернатах домовые храмы. Однако новый законопроект о внесении изменений в связи принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» разрешает открыть молельную комнату или домовый храм по просьбе родителей или обращению администрации (представляющей интересы ребенка). Так ведь, это всё на добровольной основе, может сказать читатель. Не сомневаемся ни минуты! Показательные процессы над «шпионами-вредителями» и прочие псевдозаконные деяния советского правительства всегда проводились «по требованию трудящихся».

Напомним также, что большинство населения Советского Союза, несмотря на все ленкомнаты и политинформации очень плохо разбиралось в марксистско-ленинском учении. Что не мешало советскому руководству осуществлять требуемую внешнюю и внутреннюю политику от имени этого самого населения. Таким образом, мнение большинства (а в нашем случае этим большинством становится «православное население») может успешно использоваться для репрессивного давления на общество.

Да что далеко ходить. Укажем на нашего дорогого южного соседа — Исламскую республику Иран, в которой отнюдь не все являются мусульманами и даже шиитами. Однако благодаря пресловутому «большинству», там удалось установить в 1978 году теократический режим и избавиться от всех признаков светского государства подчистую в пользу государства религиозного. Если кто не знает, то высшим руководителем Ирана, его «лидером», является не демократически (хотя к этому тоже большие вопросы) избираемый президент, а назначаемый советом авторитетных богословов Аятолла Хаменеи, который одновременно исполняет должность главнокомандующего ВС.

Темпы, с которыми движется ползучая клерикализация российского общества, если их не замедлить, очень скоро доведут нас до антуража мультфильма «Персеполис». «Персеполис» был удостоен нескольких наград, в том числе, Каннского кинофестиваля. Сценарий для него написала иранка, проживающая во Франции, и фильм во многом основан на её биографии. Он повествует о судьбе девочки, пережившей смуту 1978 года, войну с Ираком, эмиграцию в Европу, а затем возвратившейся в Иран и снова уехавшей оттуда на Запад. 

В этом фильме очень хорошо показано, что накануне установления исламского режима, у иранского населения было множество вариантов развития. Избавившись от диктаторской власти шаха, можно было, к примеру, создать нормальную парламентскую республику. Однако всё перевесило возвращение духовного лидера и молчаливое согласие большинства. После этого странный, напоминающий картины времён Арабского Халифата, режим жизни стал для иранцев повседневной реальностью. А фильм «Персеполис» смогли посмотреть лишь избранные из их числа, причём на закрытом показе, да и то после изъятия шести наиболее неприемлемых фрагментов.

Клерикализация предполагает определённую логистику. Сейчас мы уже миновали несколько важных и весьма необходимых для её успешного продвижения этапов. Армия, школа, контроль над СМИ, альянс с высшим руководством страны, изменения в законодательстве... Осталось ещё убрать из Конституции принцип светского государства, и ввести туда главу о религиозном лидере. Как у более продвинутого соседа, которому мы, судя по всему, намерены подражать.

[версия для печати]