общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

НАЦИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ

Тема: выставка «россия для всех»

рецензия

« вернуться к списку

«Россия для всех» на международном гражданском форуме «Пилорама-2011»

Художник Дмитрий Гутов и коллекционер Виктор Бондаренко сделали выставку о многонациональном населении Российской Федерации. Это несколько десятков полотен одинакового формата с именами деятелей русской культуры и указанием их национальности. Выставленный в бараке бывшего лагеря, а ныне музейного комплекса «Пермь-36» проект заиграл новыми смыслами.

Премьера «России для всех» состоялась в Тверском центре современного искусства 11 июня. Марат Гельман, директор музея современного искусства Перми, давно присматривается к Твери как к очередному пункту, в котором можно разжечь культурную революцию по типу уральской. В конце июля «Россия для всех» переехала на международный гражданский форум «Пилорама-2011». Он проходит уже третий год в бывшем лагере «Пермь-36», куда в 1970-е годы сажали политических преступников третьей волны. Форум представляет собой смесь ликбеза в виде конференций на самые разные темы, от приватизации до истории восточногерманской тайной полиции, музыкального, театрального и кинофестиваля. Есть и выставочная часть. В этот раз помимо «России для всех» здесь показывали документацию правозащитники из «Мемориала» и петербургское сообщество художников «Митьки».

Инициатор проекта Виктор Бондаренко известен в первую очередь собранием иконописи. Собрание выставляли в Третьяковской галерее и других музеях. Бондаренко коллекционирует и современное искусство. В прошлом году он показал часть коллекции на выставке «Всегда другое искусство» в Московском музее современного искусства. Но Бондаренко не простой коллекционер. Его регулярно посещает творческий зуд, после которого на свет появляются масштабные по замыслу, но сомнительные по исполнению проекты. В 1997 году он продвинул в ГМИИ имени Пушкина экспозицию «Мир чувственных вещей в картинках», состоявшую из 150 работ современных художников на тему одноименного атласа, созданного в конце XVII века чешским гуманистом Яном Амосом Коменским. А в 2004 году Бондаренко профинансировал проект Константина Худякова «Деисис», серию громадных фотографий героев Нового Завета. И вот за новой моделью мира и модернизацией христианской образности последовала заявка на решение национального вопроса. Удивительно, что в союзники Бондаренко выбрал Дмитрия Гутова, художника известного, но не склонного к гигантомании.

Плод сотрудничества господ Гутова и Бондаренко поместили в деревянный сруб с окнами, закрытыми пленкой. Это очередная реконструкция одного из лагерных зданий. Картины с надписями типа «Валерий Газзаев осетин», «Марис Лиепа латыш», «Алиса Фрейндлих немка по отцу» развешаны по принципу кирпичной кладки, образуя единую стену. Как жест против ксенофобии, однако, «Россия для всех» не срабатывает, как и все слишком прямолинейные решения. Проблему национализма не решишь указанием на «пятый пункт». Более ответственным подходом было бы исследование социальных и исторических корней ксенофобии. А так люди, склонные обсуждать национальность тех или иных деятелей культуры, почерпнут из проекта много интересного. Впрочем, у проекта есть и защитники. Они считают, что «Россия для всех» — необходимый ликбез для общества, зацикленного на расовом вопросе.

В любом случае контекст изменил смысл выставки. Бывшую зону опоясывает забор с колючей проволокой. Он, натурально, украшен указателем «Россия для всех». Получается вольно или невольно, что идеал многонационального государства может быть воплощен только в лагере под присмотром вертухаев. Да и сама выставка в бараке с тусклым светом выглядит впечатляюще. Перечисление имен в сочетании с видом на вышку заставляет вспомнить словосочетание «тюрьма народов». Так окрестил Российскую империю желчный маркиз де Кюстин в середине XIX века, за ним повторил Ленин, потом — советские диссиденты. Подчеркнуто рукописные буквы на картинах Гутова кажутся граффити, оставленными обитателями барака. Вместо гражданского жеста получилась мизантропия высшей пробы.

«Россия для всех» должна была открыться 3 августа в Пермском музее современного искусства. Выставку отменили, объяснив это тем, что она не вписалась в залы. Видимо, музей решил не обострять ситуацию, которая в Перми и так накалилась перед выборами: за несколько дней до предполагаемого вернисажа неизвестные провокаторы уже пытались устроить альтернативную рекламную кампанию выставке, расклеив плакаты с фашистским орлом и рекомендацией «всем евреям Перми явиться с вещами». Вместо этого «Россия для всех» в августе появится в Нижнем Новгороде, а в ноябре приедет в Москву. Но эффектнее, чем в бараке «Перми-36», не будет. Может, так и показывать, в срубе, с лампочкой в 60 ватт? А современному взрыву ксенофобии лучше противопоставить более тонкие художественные решения.

Текст: Валентин Дьяконов
Источник: «Коммерсантъ», №143 (4684), 05.08.2011

[версия для печати]