общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

ARTINSAMARA: РИТМ ЦВЕТОВЫХ КВАДРАТОВ

Тема: выставка «россия для всех»

пост в блоге

« вернуться к списку

В Самару приехал гастролирующий проект «Россия для всех» Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко. Его называют «политически-образовательным» и такой побочный эффект у него, действительно, есть. Мы все прекрасно знаем, что никакие просветительские материалы не способны искоренить ксенофобию и суеверие, коли они уже вселились в человека, и многие критики пеняют этим авторов «России...»; ясно, что проект гораздо большее впечатление производит на публику подготовленную, так же как Расина здраво может оценить тот, кто знает греческую мифологию. Каждый воспринимает ту дозу информации, к которой внутренне уже готов. Радикально новая информация нами не воспринимается, как ребенок не различает цвета, если его не учили их различать.

Теперь по поводу цветов и способов экспонирования: картины с шокирующими надписями типа «Русский святой Прокопий Устюжский — немец», висящие сплошной стеной. Подобная развеска напоминает компоновку на картинах Уорхола — это ритм прежде всего, ритм из разрозненных цветовых квадратов. Ритм возникает за счет одинаковых долей пусть и разных цветов и разного содержания, однако в целом контент в полях одинаковый — это текст, выстроенный по одному шаблону, примерно одинакового объема.

Изображение на картине состоит из четырех компонентов: фон, бафф (что это такое, мы писали), шрифт, текст. Бафф, эффект небрежности, резкими мазками написанный текст передают гаражную эстетику, замазанные слова, вроде «Юрий Шевчук чурка татарин по матери» или вместо «жид» еврей, и пародируют, как пишет Будрайтскис, «высказывания от имени озабоченного фрика, «националиста», безграмотного человека, пишущего краской на заборе».

Шрифт иногда этому эффекту способствует, но иногда он демонстративно иллюстративный. Скажем, «Бартоломео Растрелли» — написано прописью — закос под барочные завитушки, «Федор Достоевский» — шрифт словно взят из фронтисписа Добужинского к «Белым ночам» и т. д. По поводу содержания текстов: очевиден религиозный уклон. Кроме иконописца Феофана Грека, архитектора Успенского собора в Москве, Аристотеля Фиораванти, патриархов Никона-мордвина и Алексия II-немца и нескольких русских нерусских святых среди россиян были втиснуты Иисус (обозначенный как еврей по матери) и Мария.

Напрасно пеняют Д. Гутову на скудость и бедность содержания, невпечатляемость его работ. Он никогда не был художником-массовиком, он всегда позиционировал себя как элитарщика. Его всегда занимал текст (логоцентризм), и, как правило, чужой, неавторский текст, а текст абсолютный: сам художник умрет, картина порвется, песок утечет, а истина, о которой говорила картина — останется. Картина — у Гутова — вещь научно-вспомогательная. Она популяризирует, размножает. Это ксерокопия, которую раздает учитель во время урока, чтобы все ученики ознакомились, все были в курсе. Для того и его знаменитая серия работ по металлу «Рисунки Рембрандта», картины «Рукописи Пушкина». Он не претендует сам быть классиком, но ему нравится зубрить эту классику и цитировать ее, коль уж она сейчас единственный надежный оплот этики и эстетики для него. И классика берется им матерейшая: Пушкин, Успенский, Гегель, Маркс. И национальностями он никого удивлять не собирается, а только говорит: «Александр Пушкин по прадеду арап», «Владимир Высоцкий еврей по отцу», «Количество переходит в качество», «2×2=4».

Источник: artinsamara

[версия для печати]