общественное движение

ПОСТ В БЛОГЕ : Евг. Понасенков: «Страна больна, чтобы снять гной, нужно омоложение»

<

ВИДЕО : «Бог и Закон» (ОберЪ-ПрокурорЪ, вып. 3)

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Яна Лантратова: Какое поколение мы получим, если позволим сильным издеваться над слабыми?

<

ВИДЕО : Об эффективном менеджменте Академии и профессорах в СИЗО

<

ПОСТ В БЛОГЕ : Больше никаких нагаек

<

ПОСТ В БЛОГЕ : О «защите» граждан Чеченской республики от граждан Российской Федерации

<

 

ИОСИФ КОБЗОН, МАРИЯ АРБАТОВА И СВЕТЛАНА СОРОКИНА ПОСЕТИЛИ ВЫСТАВКУ «РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ» В ТВЕРИ

Тема: выставка «россия для всех»

рецензия

« вернуться к списку

В тверском Центре современного искусства «TverCA», все увереннее осваивающим не только пространство здания Речного вокзала, но и культурное пространство нашего города, сейчас проходит удивительная выставка. На ее торжественное открытие в Тверь приехали народный артист России Иосиф Кобзон, правозащитник Людмила Алексеева, драматург Мария Арбатова, телеведущие Светлана Сорокина и Александра Баратаева, академик Евгений Ясин, сенатор Александр Починок и многие другие, известные в России люди.

Столица Верхневолжья стала первым российским городом, жители которого смогут ее посетить. Затем экспозиция, представленная в рамках общероссийского арт-проекта «Россия для всех», отправится в длительное путешествие по маршруту: Нижний Новгород, Самара, Пермь, Санкт-Петербург, Москва и ряд других российских городов.

Тем, кто от художника ждет одного: «Сделайте мне красиво», на выставку можно не приходить. Потому что автор идеи и продюсер проекта Виктор Бондаренко и воплотивший эту идею в жизнь художник Дмитрий Гутов, предложили свой арт-ответ тем, кто сегодня выдвигает лозунг «Россия для русских!». И сделали это ярко и необычно, сознательно используя в создании экспозиции эстетику и стилистику своих оппонентов. Если конечно националистические призывы на заборах, стенах домов и металлических каркасов гаражей, написанные порой с орфографическими ошибками, можно назвать «эстетикой».

Экспозиция, размешенная на стенах первого этажа музея современного искусства, представляет собой около восьмидесяти плакатов, написанных «от руки», в основном, черной, белой и красной красками. На них — фамилии и имена людей, составляющих гордость России, да и всего человечества. А чуть ниже — их национальность по матери или отцу.

Думается, что те, кто облюбовал для своих националистических шествий Манежную площадь, с удивлением открыли бы для себя, что их кумир Владимир Высоцкий — по отцу еврей. А Великий князь Александр Невский, которого большинство россиян признало духовным и нравственным символом России, внук осетинки. То есть почти «лицо кавказской национальности». Отец русской космонавтики Константин Циолковский — поляк по отцу и татарин по матери. В этом ряду " не русских«, но таких русских людей, Александр Пушкин и Патриарх Никон, Екатерина Вторая и Александр Суворов, Александр Куприн и Петр Чайковский. И еще много наших современников, без которых сегодня невозможно представить себе российскую литературу, науку и культуру.

Сначала надписи на этих плакатах читаешь с некоторым удивлением и даже интересом. Потому что нормальному человеку, воспитанному на произведениях Гоголя (внук поляка) и Достоевского (по отцу — поляк и литовец), с восхищением внимающему искусству танца Майи Плисецкой (еврейка), зачитывающемуся рассказами Фазиля Искандера (иранец по отцу и абхаз по матери), как-то раньше и в голову не приходило разбирать их родословную по национальному признаку. Потом невольно закрадывается страх: а вдруг наши оголтелые борцы за чистоту нации предложат им, цвету русской нации, убраться из России на свою историческую родину? И, наконец, огромное облегчение, что этого не случилось. Пока...

Еще одним элементом экспозиции стали разбросанные по полу снимки участников декабрьских событий на Манежной площади, сделанные фотожурналистом Ильей Варламовым. Напомним, что тогда футбольные фанаты, возмущенные гибелью своего товарища от рук «кавказцев» и присоединившиеся к ним националисты выкрикивали лозунг «Россия для русских!», и били всех попавшихся под руку людей с «не славянской внешностью». Кто-то на этих фотографиях был в маске, кто-то — без, но разглядывать их лица охоты не возникало. Более того, многие с трудом сдерживали желание на них наступить.

Некоторые все-таки не смогли сдержать его до конца, брезгливо отталкивая ногой фотографии с лицами озверевших от ненависти людей. Выставка, больше напоминающая тест на толерантность, привлекла многих жителей Твери. В их числе и двух заместителей губернатора Тверской области, но если Алексей Каспржак пришел на ее открытие по долгу службы, именно он представлял собравшимся ВИП — участников проекта, то Сергей Аристов скромно затесался в толпе зрителей, стараясь не привлекать к себе особого внимания.

В конце концов, и у заместителя губернатора есть право на отдых. На выставке было немало лидеров диаспор и национально-культурных автономий. Вместе держались, дружески беседуя, председатель НКА тверских азербайджанцев Фаяз Пашаев и председатель регионального отделения «Союз армян России» Сейран Кочканян.
Запомнилось эмоциональное выступление главврача областного кожно — венерологического диспансера Каринэ Конюховой и сдержанное, полное достоинства, главврача кардиологического центра, председателя еврейской общины Игоря Эльгардта. Но, конечно, самое большое внимание собравшихся было привлечено к непосредственным участникам проекта, которых представлял Марат Гельман. Автор проекта «Россия для всех» Виктор Бондаренко так сформулировал его главную идею: «Это — наш ответ тем, кто сегодня выдвигает лозунг «Россия для русских!». Мы — не против кого бы то ни было. Мы — за Россию для всех, и хотим, чтобы наши оппоненты задумались, будет ли в их России место Богоматери — Заступницы земли русской, Патриарху Алексию II, поэту и певцу Владимиру Высоцкому, и многим, многим другим людям, в чьих жилах течет не русская кровь?».

Известный правозащитник Людмила Алексеева так сформулировала свои ощущения от выставки: «Узнать какие корни у наших великих предков и современников, — это забавно, но не принципиально для развития русской культуры и всего нашего общества». И привела строчки известного барда и большого ученого Александра Городницкого, который очень точно сформулировал в них самую суть понятия толерантности. «Родство по слову порождает слово, родство по крови порождает кровь».

Несмотря на то, что мэтр российской эстрады Иосиф Кобзон постоянно находился под прицелом телекамер и в окружении поклонников его таланта, нашему корреспонденту удалось взять у него эксклюзивное интервью. И вот что сказал Иосиф Давыдович читателям нашей газеты.

— Меня многие спрашивают, почему первым городом, где открылась выставка «Россия для всех» стала именно Тверь? Ну, а почему бы и нет? Тверь — прекрасный древний город, гостеприимно принимающий у себя с раскрытыми объятьями всех, кто туда приезжает. Есть ли на этой земле проявления ксенофобии и национализма? Наверное, есть, в той же степени, как и во многих других российских городах. Национал-шовинизм, к большому моему сожалению, проник в современное российское общество.
— Мы еще 20 лет назад недооценили эту угрозу, и не предприняли всех тех шагов, которые смогли бы ее остановить. В Советском Союзе вопросу интернационального воспитания придавалось куда большее значение. Проводились декады культур разных республик, в школах и вузах проходили вечера интернациональной дружбы, а оскорбить кого-то, укоряя его национальностью, считалось верхом неприличия.

Бороться с тем злом, которое проникло во все поры нашего общества, нужно и «сверху», на уровне взвешенной и умной межнациональной политики, и «снизу», в среде нашего общения, уделяя особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Свою посильную лепту в это благое дело, внесет, как я надеюсь, и проект «Россия для всех». Именно поэтому я стал его участником. Хотя что-то мне подсказывает, что мы с ним несколько запоздали.

Телеведущая Светлана Сорокина, чья яркая индивидуальность, к сожалению, выпала из формата федеральных каналов, рассказала, что меньше всего в своей приемной дочке ее интересовало этническое происхождение ребенка. Хотя, судя по всему, разных кровей в ней было намешано немало. Но с годами она все больше становится похожей на нее, свою мать. И это — следствие не крови, а той любви, которую она получила. Мария Арбатова демонстрировала своего молодого мужа — индуса как живое и наглядное подтверждение своей толерантности, но особым вниманием у зрителей явно не пользовалась. Возможно потому, что некоторые из тверитян помнят ее презрительное и высокомерное высказывание о «полукровках», детях от смешанных браков, которое она озвучила несколько лет назад в узком гендерном кругу одной из тверских общественных организаций. Хотя возможно, любовь к индусу заставила ее пересмотреть свои прежние взгляды.

Один из участников проекта предложил взять на вооружение основную идею выставки, и в малых городах устроить аналогичные экспозиции со своими местными знаменитостями. Но мне эта идея показалась не очень хорошей, во всяком случае, преждевременной. Сегодня наше больное общество может воспринять национальность, пусть даже хорошо известных ему людей, как призыв к насилию. А выставка сыграет роль «черной метки», как кресты на домах протестантов в канун Варфоломеевской ночи. Поэтому лучше с этим новаторским проектом повременить. Как бы чего не вышло.

Текст: Светлана Авдеева
Источник: Караван+Я

[версия для печати]