общественное движение

2012-03-26 00:00:00.0 Злостная клевета на самое святое

Темы: светское государство

Проекты: За прямое действие Конституции!

Что хотел сказать своей картиной художник? Всё довольно прозрачно. В центре, за огромным самоваром восседает тучный священнослужитель. Второму человеку места за столом нет, хотя перед ним и стоит ещё одна скамейка: типа, присаживайся с краешку, если охота. Перед столом с протянутой рукой — инвалид и ветеран войны (на это указывают пришпиленные к рваной шинели награды). Он пришёл к иерею за подаянием, но тот с ним не спешит, а откинувшись и отстранившись, искоса оглядывает пришедших. Рядом с ветераном — мальчик с фуражкой для подаяния.

 

 

 

О чём разговаривают священнослужитель и старик, почему женщина с кувшином пытается оттолкнуть визитёра? Судя по оценивающему прищуру священника, инвалид предлагает мальчика тому в услужение. Была такая практика, особенно до крестьянской реформы: в приход часто брали мальчиков для помощи священнику по храму или по дому его матушке. Однако здесь перед нами иеромонах, а не женатый священник. Возможно, это игумен, архимандрит или даже, епископ, сделавший остановку по пути в Сергиев Посад. Сзади пьёт чай послушник.

У иеромонаха уже есть келейник, зачем ему ещё мальчик? Почему молодая симпатичная женщина не может скрыть своего раздражения, слишком напоминающего ревность? Что это за дом, куда регулярно заезжает иеромонах и где его так активно угощает явно не равнодушная к нему особа? Закрадываются самые нехорошие подозрения. Да и мальчик как-то уж сильно напрягся, видно понимает, что у нового хозяина его ждёт мало приятного...

Художник постарался, чтобы трактовка его картины приобрела оттенок, максимально порочащий Церковь. Иеромонах представлен в полном облачении, словно совершает богослужение, а не просто отдыхает. Что пытается внушить нам живописец? Не что, иное как то, что перед нами не просто иеромонах, а образ Спасителя — ведь именно Спасителя символизирует полное облачение священнослужителя, в котором тот предаётся утехам своей ненасытной плоти. Таким образом, перед нами не только злобная карикатура на служителей алтаря Божия, но и кощунственный выпад против Самого Главы Церкви...

Художник пытается опорочить и облить грязью святыню нашего народа, православное духовенство, несгибаемый стержень Руси Святой. Всё это преподносится под маской реализма и ложной убедительности, которую подчёркивают многочисленные детали и детальки, заботливо раскинутые рукой автора по всему полотну: сумка иеромонаха, с высовывающейся оттуда бутылкой, вторая бутылка, выглядывающая из-за самовара, его щегольское атласное облачение и начищенные до блеска сапоги, наличие коляски с извозчиком, который устал ждать хозяина...

Ну, и довольно, покамест. Разбирая картину Василия Перова «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» (1862), мы только набросали те её черты, которые наверняка привлекли бы внимание «православного большинства» или мракобесов, сублимирующих на «Русской народной линии». Если послушать таких деятелей, то Василия Перова следовало бы отлучить от Церкви, устроить показательный процесс и выслать из столицы куда-нибудь восточнее Урала. Между тем, ничего подобного с живописцем в Православной Империи не случилось.

При этом, во времена Перова переход из православия в какую-то другую веру был уголовно наказуем, а в середине XVIII века за это могли даже сжечь. Тем не менее, создавались десятки жанровых работы, где православное духовенство показывалось таким, каким оно в реальности было, а не таким, каким его хотели бы представить псевдопатриотические агитаторы и «миссионеры». Создание подобных работ (в живописи ли, в литературе ли) не обязательно свидетельствовало об антицерковных настроениях художника, тем более, о его отступлении от христианства.

Общеизвестный факт: наиболее едкой критике подверг духовенство и устои православной церкви Василий Розанов, который всю жизнь провёл в окружении православных священников и скончался на руках у о. Павла Флоренского.

А теперь зададимся вопросом: много ли подобных произведений искусства у нас? Часто ли мы видим современные работы такого плана в выставочных залах или на телевидении? Неужели в нашем многоконфессиональном государстве, которое основано к тому же на принципах светскости, православие табуировано для критики? Похоже, что так, и мы ещё только в начале процесса.

Текст: Роман Багдасаров

[версия для печати]

Голосование

Конституция РФ отделяет церковь от государства. В какой России вы хотели бы жить?